Первые недели осени ознаменовались системным парламентским кризисом. Как оказалось, даже сформированный после Революции Достоинства, не избавлен от парламентского разгильдяйства и нежелания системно работать.
Фракция Радикальной партии, взяв на вооружение принцип "Мал клоп да вонюч", не только объявила о выходе из коалиции, но и стремится получить от этого шага самые большие политические дивиденды. И, кстати сказать, управленческие — соратники Олега Ляшко претендуют на управление регламентным комитетом Верховной Рады, от которого во многом зависит рассмотрение представлений на лишение депутатской неприкосновенности.
Другие миноритарные члены коалиции, хотя не покидают ее ряды, ведут себя, не соблюдая норм политического приличия внутри "Европейской Украины". Юлия Тимошенко оседлала тему тарифов на услуги ЖКХ и требует увольнения "непрофессионального правительства". Кого она видит во главе Кабинета министров — догадаться несложно любому, кто хотя бы минимально знаком с политической карьерой лидера "Батьківщини". "Самопоміч" устами Олега Березюка выдвигает условия сохранения в коалиции, но при этом не спешит брать за себя ответственность за происходящее в законодательном органе. Позиция соратников Садового понятна: они стремятся не сталкиваться с потерей рейтинга раньше времени, а на фоне стартовавшей кампании по выборам в местные советы дозированная оппозиционность благотворно влияет на популярность.
Удивила позиция Юрия Луценко: лидер крупнейшей парламентской фракции, в рядах которой добрая треть законодателей, призвал коалицию либо восстановить работоспособность, либо перейти к работе в парламентских комитетах. Странный призыв от опытного политика, если честно. Удивительный и тем, что Луценко недавно предложил сократить численность парламентских комитетов, дерибан должностей в которых традиционно является примером политической коррупции. Дело в том, что "работа в комитетах" для десятков слуг народа — синоним ничегонеделания. Чтобы было понятно и предметно: в июле–августе этого года Рада была не на каникулах, она "работала в комитетах". Вы заметили девятый вал качественных инициатив по вопросам, жизненно важным для страны? Вот и я — нет.
Но повышать рейтинг законодательного органа в парламентско-президентской республике необходимо. Иначе слугам народа будет все сложнее объяснить, почему они демонстрируют такой низкий КПД в течение длительного времени. Применять революционную целесообразность сегодня вряд ли уместно — время для этого потеряно. Выход один — доказать согражданам-избирателям, что депутатский корпус не цепляется за свои места.
Как показывает практика, минимизация депутатских зарплат не возымела необходимого эффекта ни для законодателей, ни для миллионов избирателей. Рискну предположить, что общество позитивно бы восприняло идею повысить депутатское жалование, если бы его получатели показали класс в деле принятия законов. Но пока это не предвидится, стоит поднять важные для общества темы.
Первое и главное — проголосовать за отмену депутатской неприкосновенности. Избиратели практически каждую неделю получают примеры того, как депутатский иммунитет используется самым непотребным образом. Пора это остановить, благо отмену неприкосновенности кандидаты в депутаты обещают во время каждой избирательной кампании. Еще один шаг — переход к реальным открытым партийным спискам, а не той пародии на них, что получила страна на местных выборах.
Есть и чуть более глубокие вопросы — сокращение численности депутатского корпуса и переход к двухпалатному парламенту. Открытые партийные списки дают реальную возможность безболезненно сократить численность депутатского корпуса на треть, создание верхней палаты законодательного органа — дать новый импульс парламентаризму. Для введения этих новшеств необходимо внесение изменений в Конституцию, но продемонстрировать добрую волю и повысить к себе доверие парламент мог бы и в ближайшее время. Конечно, если его обитатели понимают, что их функция — строить государство, а не подрывать его основы.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред