Поддержка Сирии Кремлем: как отреагируют простые россияне

21 сентября 2015, 11:47обновлено 3 августа 2018, 01:15
4635
Эксперты рассказали, какие процессы могут возникнуть в российском обществе в ответ на решение российского руководства оказывать военную помощь режиму Асада.

 / gazeta.ru

Российская военная поддержка Дамаска увеличивается. Так, глава сирийского министерства иностранных дел Валид аль-Муалем заявил 17 сентября, что Россия предоставила Сирии новое оружие и инструкторов для подготовки сирийских войск. Кроме того, он отметил, что Дамаск готов призвать российских военных для борьбы в рядах сирийской армии, если будет необходимо.

В свою очередь, российская сторона выразила готовность рассмотреть просьбу властей Сирии об участии российских военных в совместных операциях против "Исламского государства".

видео дня

"Если будет обращение, то в рамках двусторонних контактов, двустороннего диалога оно, естественно, будет обсуждаться и рассматриваться. Пока обо всем этом гипотетически говорить сложно", — отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

В целом, Москва настаивает, что оказание военной помощи Сирии должно предотвратить "общую катастрофу" в регионе и способствовать борьбе с экстремистами.

Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что военная поддержка Сирии со стороны РФ не вызовет недовольства среди россиян, скорее, наоборот, и что российское общество, как и в ситуации с участием российских военных в конфликте на Донбассе, всецело поддержит действия Кремля.

Виктор Небоженко

ПолитологВикторНебоженко:

Следует избавиться от ошибочного представления о том, что Путину надоела Украина, и он, переключив свое внимание, стал действовать в Сирии. Это не так, Сирия пребывала в поле его внимания уже давно, он активно снабжал это государство, но это было непублично. Сейчас утечка информации организована Кремлем сознательно, чтобы переключить внимание общества со своего поражения в Украине на новое наступление на сирийском фронте.

Однако самое главное — ошибочно полагать, что российскому обществу надоест война в Украине, на Кавказе, в Сирии, и оно начнет протестовать. Нет! Все это соответствует глубинным архетипам российского общества. Воевать с врагом всегда было характерно для России. А воевать с врагом во время политического и экономического кризиса — это единственный выход для власти. Милитаризация общественного сознания, милитаризация бюджета, милитаризация экономики — это единственный способ существования России во время кризисов. Так было всегда, и Путин в данной ситуации ничем не отличается от Сталина, Троцкого или российских царей, которые всегда использовали войну во время экономических и политических кризисов.

Возрастание роли сирийского конфликта и появление там разного рода добровольцев из России хорошо вписывается в российскую историю. Когда-то была помощь Испании в борьбе против гитлеровцев, теперь — помощь Сирии большим количеством добровольцев, как когда-то были российские добровольцы во вьетнамской или египетской войне.

Российское общество к войне готово, поэтому, как это ни странно, оно естественно воспримет еще одну войну наряду с той, что идет в Украине. Скажете, что это парадокс, что это нерационально! Но, к сожалению, так устроено российское массовое сознание: война воспринимается как способ выживания. Тогда как для других стран война — это зло и то, что разрушает государство, общество и культуру. В России же делаются прямо противоположные выводы.

Потому поддержка Сирии со стороны России будет массовой, и туда поедут российские добровольцы. Но, думаю, Путин, чтобы не дать выехать пяти тысячам отборных головорезов с Донбасса, перебросит их в Сирию. Но там их перемелют арабские повстанцы.

Евгений Жеребецкий

Эксперт по проблемам международной безопасности, политолог

Евгений Жеребецкий:

Россияне никогда не скрывали того, что они поддерживают Асада. Тогда как США считали, что именно он является причиной нынешних беспорядков в Сирии. Сейчас в Сирии полный хаос. Американцы поддерживают оппозицию, которая воюет с Асадом. Затем там появилось ИГИЛ, которое воюет и с Асадом, и с оппозицией. Причем оппозиция довольно слабая, то есть американцы поставили не на того.

Что касается российского общества и восприятия им происходящего в Сирии, то оно настолько зомбировано и по своей сути рабское, что полностью доверяет телевизору. Сейчас ему скажут, что есть террористическая организация "Исламское государство", которая достигает больших успехов в войне, а необходимо спасать православие (с одной стороны, от "украинских фашистов", среди которых много католиков и греко-католиков, да и, вообще, представителей "гей-Европы", а с другой — от сирийских кровавых мусульман); потому-де необходимо отправить российских солдат, иначе страну не спасти.

И россияне это "съедят" легко. Как было всегда. Путин пришел к власти, утопил свою же лодку, а потом сказал: "Она утонула". Затем сотрудники КГБ подрывали дома в Буйнакске, на Каширском шоссе, на улице Гурянова в Москве, где погибла масса людей, в том числе дети. Представляете себе психические особенности или отсутствие какой-либо человечности у этого человека, который способен собственных граждан взрывать в домах ночью, чтобы развязать войну в Чечне? И россияне все "съели". Потом были расстреляны дети в Беслане, потом был "Норд-Ост", а россияне — "едят".

Нет совершенно никаких оснований ожидать, что на этот раз, в случае с Сирией, все будет иначе. Нет никаких предпосылок для демократизации России изнутри. Это значит, что если Путина каким-то образом уберут (а сейчас все усилия Запада направлены на то, чтобы его тем или иным образом — физически или политически — убрать со сцены), это ничего не даст, потому что вместо Путина придет другой — там создан бекграунд из бывших офицеров КГБ, которые не имеют никаких моральных тормозов или обязательств (если они в мирное время против "братского православного народа" на востоке Украины развязывают войну).

Так что следует понять, что никакой реакции у российского общества на происходящее в Сирии не будет.

Григорий Перепелица

Профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко, эксперт по вопросам международной политики, доктор политических наук

Григорий Перепелица:

Под влиянием "Крымнаша" и войны России против Украины российское общественное сознание сейчас чрезвычайно милитаризовано. И российское общество ждет новых побед. Причем оно рассматривает все происходящее как войну с Америкой, с влиянием США на Ближнем Востоке.

Что касается Сирии, то российское общество видит в Асаде смелого человека, который пытается оказывать сопротивление американскому империализму. Первые опросы в России показывают, что российское общество одобрительно относится к военной помощи режиму Асада со стороны РФ. Мне кажется, что и в дальнейшем будет сохраняться положительное отношение к предоставлению помощи Сирии. В данной ситуации мы наблюдаем вещи, подобные тем, что были во времена Советского Союза: вторжение в Афганистан, поддержка Вьетнама. Собственно, такие же настроения присущи россиянам и сегодня.

Мы видим по примеру Донбасса, где погибло уже несколько тысяч российский военных, реакцию россиян — особой реакции нет. Тем более, массированная пропаганда, которая существует в России, позволяет удерживать общественное сознание в подогретом состоянии, в состоянии победной эйфории. А о существовании десятка-двух убитых морпехов или спецназовцев россияне даже не узнают, потому что ФСБ работает эффективно, и если приходит "груз 200", то информация замалчивается. Семьям погибших дают существенные денежные выплаты, и они молчат. Если счет пойдет на десятки тысяч, то эту информацию утаить будет сложно. Но в пределах сотни "двухсотых грузов" не будут играть для россиян никакой погоды.

Другое дело, если Россия вмешается в этот конфликт, как воюющая сторона, официально. Сейчас пока что идет обсуждение, и Асад допускает возможность образования военного союза с Россией. Если Россия ввяжется в этот фронт, жертв будет намного больше. Возникает вопрос — пойдет ли на такой риск Путин, и как оцениваются вероятные потери? Если будет отстроена авиационная и военно-морская база, то появится возможность массированно использовать авиацию. Тогда у России будут шансы на победу над исламскими силами в Сирии.

Думаю, Путин хочет вытеснить США с Ближнего Востока, лишив американцев, таким образом, самого приоритетного региона, с точки зрения военно-стратегических интересов США. Если такая массированная операция будет, российские войска будут иметь намного более мощную силу, если задействуют авиацию. В этом случае с повстанцами может быть покончено.

Обама, безусловно, не станет вмешиваться в ситуацию. Как и в случае войны России против Украины, он обойдется дипломатическими заявлениями, санкциями — не больше. Военного вмешательства Обама не будет осуществлять.

Таким образом, у россиян развязаны руки. Они совершенно никого не боятся.

Все может затянуться, как в афганской войне, если уровень эскалации конфликта останется таким, каким он есть сейчас. Тогда будет "второй афганский синдром", только теперь уже под названием "сирийский синдром" для российского общества.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять