Из летчиков — в депутаты: какие перспективы Надежды Савченко в украинской политике

31 мая 2016, 07:40обновлено 3 августа 2018, 01:19
Летчицу Надежду Савченко, по словам политологов, в начале ее политической карьеры ждет немало рисков и угроз.

 / УНИАН

Освобожденная из российского плена украинская летчица Надежда Савченко уже 31 мая приступит к работе в качестве депутата Верховной Рады. Именно с ее выступления начнется пленарная неделя, сообщил спикер ВРУ Андрей Парубий.

Также, как сообщила сама Савченко, уже в июне она примет участие в сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. "Есть определенные даты проведения ассамблей, мне дали график, когда это все будет происходить. Ближайшая поездка — в июне", — отметила Надежда.

видео дня

Ранее Савченко отмечала, что хотела бы вернуться на службу в Воздушные силы Вооруженных Сил Украины, однако она готова стать президентом. "Украинцы, если вы хотите, чтобы я была президентом, хорошо, я буду президентом", — заявила она на своей первой после освобождения из российской тюрьмы пресс-конференции.

"Я бы хотела летать… но для Украины буду делать то, что полезно. Все равно, где защищать Украину... Если надо — на поле боя", — добавила Надежда.

Политологи рассказали "Главреду", какие перспективы у Савченко в украинской политике, с какими угрозами столкнется она в начале своей политической карьеры, останется ли она и в дальнейшем членом "Батьківщини", а также было ли выгодно было лидеру партии Юлии Тимошенко освобождение Савченко.

Павел Рудяков

Директор информационно-политического центра "Перспектива"

Павел Рудяков:

На данный момент маловато исходных данных, чтобы просчитать перспективы Надежды Савченко в украинской политике. Есть человек с очень мощной и оригинальной харизмой. Есть биография с фактом плена и освобождения в ней, а это на старте дает преимущества и над новичками в политике, подобными Надежде, и над корифеями, занимающимися политикой уже много лет. У Савченко чистая политическая биография, без отягчающих фактов. Это — дополнительный стимул к тому, чтобы симпатии избирателей и представителей политических сил к ней росли.

Этот набор — чисто теоретические вещи, которые могут сработать, а могут и не сработать. Какая из этих характеристик сработает, какая — нет, каким образом они соединятся, на мой взгляд, говорить преждевременно.

Каких-то принципиальных масштабных изменений от появления Савченко в украинской политике ожидать не стоит, потому что Надежда — это только один человек. И есть система, которая работает и перемалывает всех без исключения персоны и персонажей. Система всегда работает по-своему, так везде, а не только у нас.

Если Савченко, как и анонсировала, возьмется за серьезную работу в Верховной Раде, в комитете или комиссии (есть определенные намеки на то, что такая структура будет создана, чтобы Савченко имела площадку для персональной деятельности), то это будет треклятая работа, которая потребует колоссальных физических и психологических усилий, особенно если к этой работе относиться ответственно, а не как к чему-то, что позже сработает для определенных политических раскладов.

Будущая поездка Савченко в Европу и встречи с европейскими политиками — это очень хорошо, но это исключительно презентационные моменты: появилась новая политическая фигура, которая себя будет презентовать, представлять определенную политическую силу и страну в целом. Есть перспективы, не зависимо от того, на что лично Савченко рассчитывает, и что ей позволит система политических отношений и внутри политической силы, к которой она принадлежит.

Сейчас — очень динамичный момент, когда все политические силы с опытом теряют позиции. Приходят новые — и они тоже теряют позиции (такими были "Народный фронт", БПП). Поэтому к осени можно ожидать обновления политического спектра фронтально, появления новых партий или общественно-политических движений, новых региональных политических сил. Соответственно, разные политсилы будут бороться за такую выгодную фигуру, коей является Надежда Савченко — у нее есть личная харизма, перспективы, но, с другой стороны, у нее нет электоральной истории (у нас любому политику со стажем можно припомнить либо его дружбу с Азаровым, либо с Суркисом, либо с Лазаренко), такого негатива у Савченко нет, потому за нее будет конкуренция. И выбор ей будет сделать непросто. У нас нет структурированных политических сил, которые были бы политсилами в европейском понимании, за которыми бы стояла какая-то социальная группа или несколько групп, которые бы имели какую-то программу, современную идеологию, постулаты, от которых они не отказываются в зависимости от конъюнктуры, политической ситуации.

На мой взгляд, сейчас пока что больше неизвестных величин, нежели того, что можно спрогнозировать. Бесспорно, у Надежды Савченко есть потенциал, но в наших условиях развивать потенциал не так просто.

Допускаю, что Савченко не останется в "Батьківщині", а может перейти в другую политическую силу. Тут 50/50. То есть она может остаться и в составе "Батьківщини", а может и перейти в более "свежий" политический проект.

Тарас Чорновил

Политический аналитик, бывший народный депутат Украины

Тарас Чорновил:

До сих пор сохраняется риск того, что Надежда Савченко может оказаться "троянским конем", которого Россия сознательно забросила в Украину. Сначала ее имидж и рейтинги долго раскручивались во время ее заключения в России, затем ее внезапно отпустили, и тут она начинает играть какую-то свою роль. Не следует забывать, что за ее освобождением повсюду мелькает образ Медведчука: о нем вспоминала Вера Савченко, о нем упоминал Путин, когда помиловал Надежду, о Медведчуке и его роли в ее освобождении говорила и сама Надежда Савченко. Этот факт настораживает, но он еще не означает, что что-то произошло наверняка. Уже снята угроза того, что Савченко — сознательный агент, которого завербовали и который сознательно работает на Путина. Этот вопрос уже снят. Поскольку, когда вы работаете на Путина, вы можете его критиковать, но делать это крайне аккуратно. Есть вещи, о которых говорить нельзя, и ни одна агентурная засланная персона не стала бы говорить то, что говорила Савченко на своей пресс-конференции. Такого неуважения Путин не признает.

Возможно, был расчет на то, что она внесет колоссальный дисбаланс в украинскую политику.

Следующая угроза для Савченко состоит в том, что она может стать вторым Парасюком. Крик, визг, самоуверенность, самовлюбленность, но при этом — полный ноль. Однако уже можно сказать, что это угроза не существенная. Она — в ее стиле поведения. Но мы уже увидели, что Надежда способна взять себя в руки.

Нужно разделять что и как она говорит. К примеру, ее выступление в суде, которое и у нас, и в России показывали, акцентируя внимание на мимике, жестах и других вещах, которые оставляли сомнительные впечатления. Также ее поведение в аэропорту вызывало неоднозначную реакцию. Но есть хороший тест на адекватность. Поведение может быть вызвано спонтанным эмоциональным состоянием, который был в тот момент. Но если взять текст того, что она говорила, и слово в слово записать сказанное и затем прочесть, не представляя ее лица, — все тексты очень хорошие, правильные и адекватные, несмотря на то, что они спонтанные.

Далее поведение Надежды на брифинге в Администрации президента и на пресс-конференции доказывает, что она — нормальный человек, который не будет всех убеждать в своей правоте, который умеет критически относиться к своим действиям. Все это значит, что перспективы выйти на нормальный уровень у нее есть. Савченко будет необходимо хорошо поработать с политтехнологами, чтобы ей поставили поведение, речь. Ей не нужен стилист, который бы ее украшал, делая из нее вторую Тимошенко, "маленькую Барби". Нужно, чтобы ей просто объяснили, какие слова нельзя употреблять, какие фразы нужно несколько закруглять. Нужно немного поработать с тоном голоса, чтобы он не вызывал отторжения. Однако при этом она должна быть жесткой, такой, какая она есть. А тексты, которые она спонтанно произносит, абсолютно нормальные, правильные и продуманные. Так что, на мой взгляд, угрозы ее полной маргинализации на сегодняшний день нет. Хотя все может статься, она может не выдержать испытания "медными трубами". Но пока что, на первом этапе, она с этим справляется.

Манипулировать Надеждой, безусловно, очень хотят, но удастся ли — я сомневаюсь. Она является членом партии "Батьківщина", не отрекается от нее, не выносит на публику обвинения в адрес лидера партии (хотя у нее есть для этого основания, и она высказывала серьезные претензии, но она все это сохранила в кулуарах). Это тоже признак зрелости. От нее такого не ожидали — ожидали, что она будет скандалисткой. Тем не менее, Савченко улаживала свои отношения с Тимошенко за закрытыми дверями. Однако Савченко дала хороший сигнал: хоть ее пресс-конференция и была проведена на фоне баннера "Батьківщини", но без представителей этой партии (они сидели в зале). На сцене Савченко сидела с родными и с адвокатом. Насколько мне известно, Юля очень хотела, и это планировалось в "Батьківщині", чтобы это была общая пресс-конференция Юлии Тимошенко и Надежды Савченко. Но Савченко это отсекла. Не думаю, что Юле удастся доминировать над Савченко и взять ее под свой контроль, и, думаю, она все это уже поняла. Для нее вообще выход Савченко из тюрьмы был очень нежелательной вещью. Но так случилось.

Не удивлюсь, если одним из требований Савченко будет сначала поддержка инициатив, которые идут со стороны государства, то есть выведение "Батьківщини" из глухой оппозиции, а позже, возможно, даже прозвучит требование о том, чтобы "Батьківщина" вступила в коалицию на своих условиях. На этой почве конфликт между Надеждой и Юлией Тимошенко может разрастаться, но, скорее всего, он не выйдет наружу.

Так что прямого манипулирования не будет. Может быть манипулирование на уровне незнания фактов. Однако вряд ли будет возможен такой вариант, когда перед поездкой за границу ее будут напичкивать какими-то позициями Немыря и Тарасюк, например, против минского процесса. Поскольку она вышла из тюрьмы, как ни странно, с довольно взвешенной позицией, по тому же минскому процессу она говорит те же вещи, что и все серьезные аналитики, а не БЮТовские лидеры. Так что в этом моменте уже манипуляция не сработала. Она вхожа сейчас во многие кабинеты, потому перед такого рода поездками, думаю, она сможет консультироваться с людьми из МИДа и с президентом.

Хочу обратить внимание еще на один момент. Еще до того, как самолет с Савченко приземлился в Украине, ряд экспертов, в том числе связанных с "Батьківщиною" в эфирах телеканалов заранее начал говорить о том, что ей удастся выстроить тут успешную политическую карьеру, если ее не купят (в данном случае подразумевается, если ее не купит власть). Когда об этом говорят настолько заранее, очевидно, они рассчитывают, что Савченко может выстроить слишком тесные связи с властью и президентом. Может ли так случиться? Думаю, что не особо, но будет. Она — военный и не раз говорила о том, что президент для нее является, прежде всего, верховным главнокомандующим, командиром. Поэтому я думаю, что их отношения будут выстраиваться на уровне определенной субординации. Поливать Порошенко грязью она себе не позволит. Вряд ли у них выстроятся очень тесные взаимоотношения, но момент взаимоуважение и признания тех принципов, которые для Порошенко, являются доминантными будет, и это позволит выстроить толерантные взаимоотношения. То есть войны с Порошенко у нее не будет, и она попытается изгнать эту войну и из "Батьківщини".

Думаю, что Надежда будет оставаться членом "Батьківщини". Однако в партии будут склоки, произойдет некоторая маргинализации образа Юли. В отличие от Тимошенко, у Савченко — активная нахрапистая харизма, поэтому допускаю, что к осени она может додавить вхождение фракции в коалицию, ведь сейчас "Батьківщина" окончательно теряет надежду на досрочные парламентские выборы. Не сомневаюсь в том, что Савченко очень скоро будет весьма заинтересована в том, чтобы стать членом коалиции. Но вряд ли это будет делаться индивидуальным путем.

Виталий Бала

Директор Агентства моделирования ситуаций

Виталий Бала:

Что касается Надежды Савченко, то сейчас слишком много всяческих ожиданий, связанных с ней, и, как правило, они завышенные. Не нужно преувеличивать значение одного человека в сфере политики целой страны. В лучшем случае Савченко может послужить катализатором для попытки показать новое качество политики, не более того.

Все разговоры и прогнозы относительно перспектив Савченко в политике, на мой взгляд, выглядят смешно и забавно. Потому мне даже не хочется на эту тему говорить.

Безусловно, Надеждой будут пытаться манипулировать, но кто это будет делать — покажет время. Пресс-конференция Савченко засвидетельствовала только одно: понятно, что сейчас еще ничего не понятно. Понятно только, что она будет заниматься дальше проблемами военнопленных. Но все остальное пока что туманно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять