Выборы Госдумы в Крыму: какие проблемы создаст Москве запрет Киева на голосование на полуострове

13 сентября 2016, 11:45обновлено 3 августа 2018, 01:20
2784
Эксперты рассказали, что дадут заявления Украины о невозможности проведения выборов в Госдуму РФ в аннексированном Крыму, на оккупированной украинской территории.

 / golosinfo.org

Уже на этих выходных, 18 сентября, в России будут выбирать депутатов Государственной Думы. В ходе выборов должны будут высказаться и жители аннексированного Крыма.

Еще ранее официальный Киев призвал крымчан, граждан Украины, не участвовать в выборах. "Эта процедура на территории временно оккупированного полуострова является нелегитимной и не будет признана мировым сообществом. Ведь Крым является неотъемлемой частью Украины", — говорилось в сообщении пресс-службы Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.

видео дня

Президент Петр Порошенко заявил о невозможности проведения российских выборов на украинской территории, о чем он попросил МИД проинформировать Россию.

МИД Украины выразил России решительный протест по поводу намерений провести выборы на временно оккупированных территориях Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополь. Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что наша страна приняла решение о запрете открытия полноценных избирательных участков в российских дипломатических учреждениях на украинской территории.

"Если выборы в РФ проходят по федеральному округу, в который РФ — вопреки международному праву и законам Украины — включает Крым, то я считаю, что такие выборы являются нелегитимными, а потому — юридически и политически ничтожными", — заявил министр.

"В соответствии с Венской конвенцией, дипучреждения должны уважать законодательство страны пребывания. По Конституции Украины Крым является неотъемлемой частью Украины, и поэтому проведение выборов в округе, который включает Крым, в соответствии с украинским законодательством является недопустимым. В том числе — в дипломатических учреждениях РФ", — добавил Климкин.

Эксперты рассказали "Главреду", имеют ли смысл эти запреты и протесты, которые озвучены Украиной, повлияют ли они на что-то, или же это формальная вещь, которую должен был сделать наш МИД. Кроме того, они отметили, что, несмотря ни на что, Россия продолжит делать свое дело, и выборы в Крыму состоятся, хотя позиция Украины создаст ей некоторые проблемы.

Богдан Яременко

Дипломат, руководитель Фонда "Майдан иностранных дел"

Богдан Яременко:

Есть вещи, которые украинский МИД должен делать, несмотря на то, какою будет реакция, и какими будут последствия. Реагировать на оккупацию территории своей страны необходимо. Проведение выборов в Крыму — это цинический акт российской власти, который подчеркивает факт оккупации. Потому МИД вынужден был реагировать, и это абсолютно правильная реакция.

Но все не должно закончиться исключительно высказыванием протестов. Украина не должна признавать легитимность новоизбранной Государственной Думы РФ, поскольку она будет избрана с нарушениями международного права, украинских законов, а главное — с нарушением законов самой Российской Федерации. Дело в том, что в Крыму преимущественное большинство избирателей осталось гражданами Украины. Допустить, чтобы украинские граждане присоединились к организации и проведению выборов в иностранном государстве, украинское государство не может.

С другой стороны, эти выборы пройдут, и это будет свидетельствовать о массовых нарушениях в ходе их проведения. Это будет законным основанием для Украины не признавать легитимность выборов Думы вообще.

Если говорить о последствиях, то Украина должна будет разорвать любые отношения с Государственной Думой РФ, приостановить до момента восстановления территориальной целостности любое межпарламентское сотрудничество, а также должна будет проводить соответствующую работу в рамках международных парламентских или межпарламентских организаций и структур с тем, чтобы не признавались полномочия российской делегации.

Спорный вопрос, насколько эффективной будет такая деятельность, но она однозначно будет способствовать тому, чтобы мировое сообщество получало сигналы о том, что оккупация не воспринимается, она не состоялась, что Украина продолжает бороться. То есть это то, что Украина вынуждена и должна будет делать.

Не окажется ли Украина единственным государством, которое не признает результатов этих выборов? Это не имеет значения. Для нас без разницы, какую позицию займут другие страны относительно непризнания легитимности всей Думы. Нашей позиции будет достаточно, чтобы создать огромные проблемы для РФ и этим подчеркивать проблемы, которые существуют в самой России. Это будет постоянно вредить имиджу России, несмотря на то, присоединится ли кто-нибудь еще к таким акциям.

Тарас Чорновил

Политический аналитик, бывший народный депутат Украины

Тарас Чорновил:

Повлияют ли запреты и призывы Украины относительно проведения выборов в Госдуму РФ на Россию? Нет, прямо не повлияют. Россия вдруг получила пощечину — ей указали на жесткую юридическую норму, которая будет иметь международные последствия. Но отступить Россия не может, это будет "не по-пацански". Логика нынешней российской власти — это логика питерской шантрапы, которая предусматривает, что нужно нагло переть, иначе, если ты прислушиваешься к чужой позиции, ты — слабак, а, значит, об тебя будут вытирать ноги. Это в рамках их философии: "мы не дадим себя унизить", "мы себя покажем", "мы им покажем". Это типичная логика российской политики. Потому напрямую призывы и запреты Украины не повлияют на Россию ни коим образом.

Однако другими будут внешнеполитические результаты. Есть жесткий прессинг мировой общественности, и России придется на это реагировать. Украина могла просто выступить с заявлением об осуждении, и все, это бы не имело последствий. Есть формальное заявление о запрете проводить эти выборы на территориях, которые согласно международному праву, по мнению абсолютно всех стран мира, являются украинской территорией. Никто не признал оккупации Крыма, не признал полуостров российской территорией. В итоге, это ставит под сомнение легитимность тех депутатов, которых изберут в Крыму. По этому поводу уже звучали отдельные заявления разных европейских политиков, которые, с одной стороны, пытались проявить солидарность с Украиной, принципиальность, а с другой — избежать жесткого политического результата. Они заявляли, что, когда политики, избранные в Крыму, окажутся в ПАСЕ, им объявят бойкот, не будут их признавать. Ну и что? Российская Госдума просто не будет направлять ни одного депутата из избранных в Крыму в делегацию в ПАСЕ, и все, вопрос отпал. Или, к примеру, если не будут признавать мандат одного конкретного депутата, избранного в Крыму, ну, и что из-за этого случится с Россией? Абсолютно ничего. Только придется лишний раз поднимать пропагандистскую шумиху.

Порошенко же запустил меседж с совершенно другой логикой. Он несет в себе международно-правовую норму, которая является серьезным вызовом. Если какой-то парламент, даже часть его, избирается нелегитимно (речь идет не о фальсификациях на отдельной территории, а о жесткой нелегитимности избирательного процесса, то есть часть парламента избрана незаконно, с нарушением международных норм и правил, в частности на оккупированной территории), то это автоматически ставит под вопрос легитимность всего парламента. Решения парламента — коллективные. Нет таких решений, при голосовании которых учитывается только 99% депутатов, а остальные не учитываются. Таких нюансов в международном праве нет. Если парламент частично избран нелегитимно, значит, весь парламент не легитимен.

Этот вызов был поставлен перед западным обществом, и оно должно на него ответить. Однако Запад не готов сегодня к жесткому ответу. Но это побуждает его, чувствуя свои обязанности, ощущая, что в своей толерантности он переходит некую допустимую границу, применять какие-то другие компенсаторы, рычаги давления на российское государство и Госдуму, снижать ее уровень легитимности — это дает аргумент, что каждое решение нелегитимной по своей сути Госдумы также является незаконным.

Это вызвало в России, мягко говоря, обеспокоенность. РФ все дальше загоняет себя в тупик. У них не было такой проблемы с Южными Курилами и Южным Сахалином, поскольку Япония так не ставила вопрос — она лишь возмущается, когда на территориях, которые, в ее понимании, являются оккупированными Россией, приезжают высшие руководители РФ. Однако Япония никогда не ставила под сомнение легитимность высшего законодательного органа России, который избран, в том числе, при участии оккупированных территорий.

Украина же такой вопрос поставила, и в международно-правовом плане это кардинально меняет ситуацию. Пока что это не будет иметь прямых последствий, но косвенные политические последствия, а также имиджевые — будут. Кроме того, это заложит возможность в будущем не признавать решения российской Госдумы, а это будет оказывать свое влияние. Так что все это — игра на длинную дистанцию.

Павел Рудяков

Директор Информационно-политического центра "Перспектива"

Павел Рудяков:

У Украины нет инструментов, чтобы воплощать свою позицию по поводу российских выборов в Крыму в жизнь. Эта позиция — лишь слова, но и они по-своему важны. Эти слова — в русле общей государственной позиции по непризнанию аннексии Крыма и других моментов российско-украинских отношений.

Насколько целесообразно было озвучивать такую позицию? Этот вопрос намного сложнее. На мой взгляд, запрет следовало оформить более гибко и дипломатично. Это — в компетенции МИДа.

Сама ситуация довольно странная. Сложно объяснить, почему Россия рассчитывала на другую реакцию, тем более, без проведения какой-либо подготовительной работы. Поскольку, как мне кажется, какие-то каналы коммуникации все-таки существуют между Кремлем и Банковой, можно было бы попытаться достичь некоторых компромиссов: одна бы сторона уступила в чем-то одном, другая — в чем-то другом. А так, получилось, что одна сторона, не оглядываясь на другую, не принимая во внимание состояние двусторонних отношений, сказала "а", а вторая сторона прогнозируемо на это "а" ответила свое "б".

Если же говорить о человеческих правах и свободах, правах граждан, то Украина своими действиями в отношении некоторых граждан, проживающих на нашей территории, создает такие условия, чтобы они не могли реализовать свои права, что идет вразрез с устоявшейся международной практикой. Никто не подумал, что люди, которые тут должны были голосовать, остались без возможности реализовать свое право выбирать. Для нас это минус на общем плане. В этом плане к нашему МИДу могут возникнуть претензии, причем обоснованные. Но нам есть, чем объяснить свою позицию: поскольку продолжается конфликт, есть позиция официального Киева относительно того, что Россия является непосредственной стороной конфликта, мы действуем соответственно.

Что касается заявлений с украинской стороны о том, что Госдума, полученная в результате этих выборов, не будет легитимной, то мы выходим за рамки нашей компетенции. Мы можем иметь свое мнение, но в данном случае оно, к сожалению, ни на что не повлияет.

Думаю, что другие государства на уровне правительств нас не поддержат, также заявив о нелегитимности Госдумы. Но на уровне влиятельных политиков, на уровне политических сил, которые в их стране находятся в оппозиции определенная поддержка Украины в данном вопросе будет. Тут посольства поработают и результат будет, и будет получена поддержка на уровне неправительственных структур.

Что касается общего непризнания выборов, то уже сформулирована позиция ОБСЕ. За крымской частью выборов в Госдуму РФ ОБСЕ не будет наблюдать, не будет ее контролировать и не будет иметь к этому никакого отношения. На других же избирательных участках в России наблюдатели ОБСЕ будут работать, сделают свои выводы. Я думаю, что выборы будут признаны состоявшимися, честными, относительно прозрачными, но с отдельными замечаниями — как это обычно происходит в таких странах, как Россия, Украина и другие постсоветские государства. Соответственно, основания для того, чтобы считать Госдуму нелегитимной у Европы не будет. Наоборот, они будут ее считать легитимной, и нам бы следовало исходить из этого.

Повторюсь, в этой ситуации в лучшем случае мы можем надеяться на поддержку нашей позиции по данному вопросу неправительственных организаций других стран и некоторых сегментов европейского гражданского общества.

России мнение Украины совершенно не мешает делать свое дело и дальше. Однако это мнение создает вокруг российских выборов негативный контекст и привносит скандальную ноту — это России, очевидно, неприятно. Это создает проблемы и для российского МИДа, который занимается обеспечением избирательного процесса за пределами страны. Кроме того, это еще один камешек в скалу ухудшения российско-украинских отношений, что не идет на пользу ни нам, ни России. Однако, мне кажется, что к этому всему в России отнеслись рутинно, прогнозируя результат и реакцию Украины. Они просто не стали работать над тем, чтобы эту историю более цивилизованно оформить, поскольку сейчас конфликт выглядит несколько дико, на уровне африканских, а не европейских стран. Потом, когда начнется процесс примирения, будет стыдно и нам, и россиянам. Эти вещи не украшают двусторонние отношения.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять