Надежда на Штайнмайера, или Кто поможет освободить пленных на Донбассе

15 сентября 2016, 13:50обновлено 3 августа 2018, 01:21
Уже более двух месяцев от заложников нет весточек родным.

 / Главред

Родственники украинских военных-заложников на Донбассе уверены: освободить их близких из плена террористов могут лишь дипломаты. Об этом же говорят и в отечественном МИДе, и в кабинетах на Банковой.

"Так вот это Оперный театр? Никогда тут не была…", — говорит жена пленного украинского военного, проходя по улице Владимирской в Киеве, и смеется: "Вот отпустят моего Калина, сходим с ним в Оперу, нужно же будет адаптироваться".

видео дня

Но места на бархатных креслах в партере сегодня займут другие — семья Калина пока не знает, когда точно их папа будет дома. Об этом им не могут сказать ни переговорщики, ни президент. Вот и решили родные заложников обращаться к дипломатам. А тут еще как раз в Киев с визитом приехали главы двух МИДов — Франции и Германии. Цель визита — обсуждение шагов, способствующих реализации Минских договоренностей. А, как известно, один из их пунктов — обмен пленными в формате "всех на всех".

 / Главред

К полудню люди с портретами и плакатами становятся полукругом у здания на Богдана Хмельницкого. Все протестуют молча, лишь кто-то очень тихо общается с журналистами. Женщины собирают подписи под обращением к немецкому министру Франку-Вальтеру Штайнмайеру. В списке уже более шестидесяти автографов.

Алексей Бессараб с братом и матерью, а еще большой группой поддержки приехали из Харькова. На плакате, который держит в руках парень — огромное фото отца.

"116 дней мой папа находится в плену. Новость о том, что он туда попал, застала нас врасплох в конце весны", — говорит Леша. Парню о том, что случилось с отцом, рассказала мать. "Первое время была депрессия, но мы справились. Теперь все силы бросили на освобождение отца", — продолжает юноша.

 / Главред

По словам жены Натальи, Андрей Бессараб мобилизованный, прослужил год. Ждал указа президента о демобилизации. "Настрой у него был уже ехать к своей семье домой. К сожалению, так получилось, что сейчас мы стоим тут", — уже сквозь слезы говорит женщина.

"Он ехал на задание в окрестностях Мариуполя, и на них с товарищем вышла диверсионная группа, — говорит она. — Ему разрешили сделать один звонок нам. Сослуживца отпустили через две недели. А моего мужа, офицера, служившего в инженерных войсках, нет. Сейчас Андрей, как и остальные пленные из Донецка в 97-й колонии. Это все, что мы о нем знаем. Связи с ним никакой нет".

Наталья пытается объяснить, почему пришла сегодня к двери посольства: "Мы здесь, чтобы сказать Европе, что в Украине есть такая проблема, что в плену некоторые военные находятся более двух лет. Мы просим, чтобы мир посодействовал в их освобождении, потому что в заложниках находятся не только военные, но и их семьи, дети", — продолжает Наталья.

 / Главред

Во время всех переговоров, в которых звучит тема заложников на Донбассе, вспоминают луганчанина Владимира Жемчугова. Украинского волонтера, сотрудничавшего с нашим Министерством обороны, почти год удерживают боевики ЛНР. Незадолго до задержания он лишился обеих рук до локтей и зрения.

"Сегодня известно, что украинская сторона решила в обмен на наших отпустить многих сепаратистов, — говорит Елена Жемчугова. — Хотелось бы верить, что они их готовят к освобождению. А вот насколько с той стороны готовы подтвердить обмен, не понятно".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Голодовка под АП: акт отчаяния или спланированная PR-акция?

 / Главред

Связи с ее мужем сейчас тоже нет. "В ЛНР запретили общаться, — продолжает Елена. — Начались судебные заседания. Его возят в Краснодон. Адвокат говорит, что Володя держится. Он не в очень хорошем состоянии, но пытается доказывать свои проукраинские взгляды, требует, чтобы на заседаниях присутствовала пресса, а заседания закрытые. Адвокат говорит, что не известно, поможет это ему или нет, потому что местный народ настроен очень агрессивно. Но меня лично радует, что он отстаивает свои взгляды, не упал духом, как это могло произойти за год, находясь в таком состоянии. Это даже меня приободряет. Не известно, на сколько затянутся судебные заседания. Но мне еще раньше говорили, что обменять Владимира смогут лишь после вынесения "приговора". Украина говорит, что готова на компромиссы и любые варианты в нашем вопросе. Надеюсь, что нас услышат на той стороне, и его отдадут. И в процессе переговоров нам должны помочь европейцы".

 / Главред

Откровенно говоря, Европа не знает, что происходит в Украине. Говорят, когда в Киев приезжал представитель ОБСЕ и встречался с родственниками заложников, был удивлен, что проблема существует в таких масштабах — больше сотни украинских военных находятся в плену у боевиков, некоторые более двух лет.

Возникает вопрос: почему все это время официальные украинские лица не говорили об этом своим европейским коллегам. Возможно, говорили, но, похоже, невнятно и шепотом. У украинской стороны не хватало то аргументов, то слов, то времени. И только после того, как жены и матери вышли к Администрации президента, у главы государства нашлись слова для них. Он сказал, что обмен пленными зависит напрямую от России — только она может повлиять на боевиков, а Украина будет говорить мировым лидерам о заложниках, а те — выходить на контакт с Путиным.

 / Главред

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Заложники Минска

Иными словами, Киев не может разговаривать с Донбассом или с РФ напрямую. И не только потому, что мы с террористами не разговариваем, а потому что там нас не услышат. Есть люди, которые с украинской стороны пытались вступить в переговоры. Но — тщетно. Вопрос обмена 47 пленных курирует исключительно РФ. А она глуха и нема. Все надеются, она сможет услышать немецкую, французскую или английскую речь.

И такая ситуация сложилась не сегодня и не вчера. А с начала этого года, с тех пор, как Донецк и Луганск обещают обмены в разных форматах, а потом отказываются от них.

 / Главред

Ныне ребята из последнего списка на обмен полностью изолированы от внешнего мира. Уже более двух месяцев от них нет весточек родным. Только раз заложникам удалось передать письма — через представителей ООН, посетивших их в ДНР. Это члены миссии подтвердили, что военных перевезли из здания донецкого СБУ в макеевскую колонию. Содержатся они в камерах по два-три человека. Есть и те, кого посадили в камеры-одиночки. Доступа к ним у волонтеров и родственников нет, все попытки передать передачи были неуспешными — даже с местными нельзя договориться, потому что они не имеют доступа к пленным, их охраняют граждане России.

 / Главред

Тем временем дверь немецкого посольства для просящих о встрече с министром Штайнмайером закрыта. Работник посольства через спикерфон предлагает передать коллективное обращение через почтовый ящик. Это женщины и делают.

"Мы хотели передать письмо Штайнмайеру, потому что многое зависит от него. Он не настаивает на выполнении Минских договоренностей. Они обсуждают гуманитарные проблемы, открытие контрольных пунктов и доставку угля на украинскую территорию, а о судьбе людей речь не идет", — говоритруководитель общественной организации "Берегиня"Алла Макух, сын которой также находился в плену в Донецке и был освобожден. "Сейчас мировое сообщество, на мой взгляд, больше поддерживает сторону боевиков — требует от Украины принятия закона об амнистии и проведения выборов на неподконтрольных Украине территориях", — уверена она.

 / Главред

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети пленных украинских военных — президенту: "Верните папу домой!"

Протестующие сворачивают фотографии и плакаты. Уже вскоре они их развернут у другого посольства — французского. После будет еще встреча с представителями СБУ и уполномоченнойпрезидента по мирному урегулированию ситуации на оккупированном ДонбассаИриной Геращенко.

 / Главред

 / Главред

Уже по окончании встречи Ирина Владимировна подтвердит: "Украинская сторона готова к самым широким компромиссам в вопросе освобождения заложников. Мы рассматриваем этот вопрос как исключительно гуманитарный, и здесь можно добиться прогресса — была бы согласие другой стороны. И добиться этого согласия возможно, если усилится давление на РФ, всего мира — в том числе и представителей "нормандского формата", которые, в свою очередь, говорят исключительно о политическом блоке".

 / Главред

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять