К 10-ти утра в зал под куполом приходят народные избранники. Очевидно, что большинство есть, но довольно сомнительное. А тем временем на повестке дня один-единственный вопрос: рассмотрение постановлений об увольнении более тридцати судей в соответствии с рекомендациями Высшего совета юстиции.
Принудительное заседание
"В прессе большое количество инсинуаций вокруг сегодняшнего заседания, и от имени комитета я должен объяснить ситуацию, — говорит глава комитета Верховной Рады по правовой политике и правосудию Руслан Князевич. — Идея проведения этого заседания возникла в связи с тем, что на одном из сайтов появилась статья т.наз. "эксперта" Реанимационного пакета реформ Жернакова. Потом эту идею подхватила одна из фракций парламента, вынужден был отреагировать президент, а мы проводить сегодняшнее заседание. У меня один вопрос: для чего мы меняли Конституцию? Я вам напомню, что согласно тем изменениям в Конституции, которые вступают в силу завтра, эти полномочия перейдут к Высшему совету юстиции именно из-за того, что парламент добровольно отказался от них, чтобы никто не обвинял его в политическом влиянии на принятие решения по увольнению или избранию судей. Часть рассматриваемых сегодня судей — вообще не нарушители присяги, они были внесены на основании несовместимости с занимаемой должностью. А часть судей внес ВСЮ еще при Януковиче. Мы ранее рассматривали эти вопросы, и оказалось, что их преследовал режим Януковича, их принуждали принимать незаконные решения, а они отказывались это делать".
Надо сказать, что большинство в списках на увольнение — это судьи Майдана, фамилии которых малознакомы. Но есть и известные имена. Как, например, судьи Печерского райсуда Киева Светланы Волковой, освободившей экс-командира "Беркута" Дмитрия Садовника, или Виктора Татькова, которого называют "руководителем всех коммерческих судов президентства Януковича".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Судебная реформа: есть ли доверие к членам Высшего совета юстиции?
Что же касается спешки и созыва внеочередного заседания, то сроки, действительно, поджимали. Упомянутый Князевичем эксперт по судебной реформе Михаил Жернаков все четко объяснил. Если бы до 30 сентября парламент не проголосовал за увольнение судей, те могли бы полностью избежать ответственности и остаться судьями пожизненно. Дело в том, что 30 сентября вступают в силу изменения в Конституции, согласно которым парламент теряет право увольнять судей, а все дела депутаты должны передать новому органу — Высшему совету правосудия. Тот в свою очередь не сможет уже увольнять судей за нарушение присяги, ведь в Конституции эту норму заменила новая — "грубое пренебрежение обязанностями, которое несовместимо со статусом судьи или обнаружило его несоответствие занимаемой должности". А это означает, что члены ВСП должны будут рассматривать дела судей повторно.
Служители Фемиды в парламент не явились. Исключение — один судья, который раньше работал в Крыму, а ныне продолжает трудовую деятельность в Киевской области. К слову, "за" его увольнение голосов не нашлось.
Справедливости ради надо сказать, что согласно регламенту ВР присутствие судьи при рассмотрении его вопроса обязательно. Если служитель Фемиды не является, то его вопрос переносится. И только при повторной неявке, депутаты могут рассматривать его дело заочно.
Именно так происходит сегодня. Спикер ВР Андрей Парубий объясняет, что судей в парламент уже вызывали, поэтому представления будут рассматриваться в их отсутствии.
А судьи кто?
На старте депутаты проваливают несколько голосований — не хватает все лишь трех-пяти голосов. Кто-то из народных избранников замечает, что глава ВР начал работу с немайдановских судей, поэтому так и произошло. Парубий предлагает перейти к ускоренной процедуре обсуждения. "Тогда быстрее дойдем к одиозным судьям", — убеждает спикер.
Но и ускоренная процедура не помогает. Для увольнения судьи Кировского райсуда Днепра Олега Ходасевича в зале под куполом нашелся только 191 голос.
Далее по ускоренной программе идет судья Святошинского района столицы Алла Чалая. Она — первая из списка майдановских судей. Ее дело рассматривают, но не голосуют. Решено анализировать каждого судью, и только потом перейти к голосованию. Все ради мобилизации нардепов в поисках необходимых 226 голосов.
Очевидно, большинства нет. Парубий предлагает огласить 15-минутный перерыв, чтобы можно было собрать парламентариев. Кто-то в зале говорит: "Разойдутся". Парубий соглашается и зовет всех в зал для голосования.
На очереди вопрос Лидии Репиной, судьи Киевского апелляционного хозяйственного суда. Глава Высшего совета юстиции Игорь Бенедисюк говорит, что эта судья принимала решение по ОСББ, в котором была сама главой. "Сейчас Репина в Крыму, — поясняет Бенедисюк. — И если и сейчас не найдется голосов, то это будет странно". Он специально для Князевича поясняет, что решения Совета по судьям, вопросы которых сегодня рассматриваются, даже если были приняты предыдущим составом ВСЮ, то нынешний их подтвердил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верховенство права против компетенции. Как защищалась судья Царевич
Далее озвучиваются имена ряда судей, известных по делам Майдана. Как, например, Чернобаевского райсуда Черкасской области Нелли Цибры, которую предлагала уволить временная специальной комиссия по проверке судей, созданная после Майдана. По ее данным, Цибра отбирала права у автомайдановцев.
Ускоренная процедура рассмотрения не дает ответов на вопросы, за что именно предлагают уволить конкретного судью. Депутаты все чаще говорят не о судьях, а об уничтожении парламентаризма в Украине.
"У меня дежавю, — говорит нардеп Елена Сотник. — Когда адвокаты в зале суда во время Майдана доказывали судьям, что человек, который лежит на скамье подсудимых, невиновен, а те не слушали. Сейчас как эти судьи ведут себя народные депутаты".
Игорь Бенедисюк тоже удивлен: он не понимает, на каком основании депутаты принимают решения. "Неужели вы принимали законы, для того чтобы их, простите, выбросить в унитаз", — эмоционально заявляет он. Он вновь поясняет: каждое решение ВСЮ было взвешенным: "Как и по майдановским судьям, так и тем, кто нарушил присягу в других случаях".
Депутат Владимир Парасюк просит провести сигнальное голосование. После паузы оно состоялось — на табло зафиксировалась цифра, позволяющая предположить, что необходимые голоса сегодня в Раде есть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Наказание для судей Майдана: никто не должен быть забыт
На очереди вопрос судьи Светланы Волковой. Сотник напоминает парламентариям, что именно из-за этой судьи разваливается дело по расстрелам на Майдане, которыми, как подозревается, руководил Садовник.
Но Парубий торопит: "Чем дольше мы обсуждаем, тем меньше шансов на принятие решений". Боится, что большинство может разбежаться.
Спикер парламента и глава ВСЮ становятся все более краткими. Депутаты если и выступают, то эмоционально и не по сути.
В поисках голосов
После оглашения всех фамилий, депутаты переходят к голосованию. Народные депутаты увольняют судью Святошинского райсуда Киева Аллу Чалую, Киевского апелляционного хозяйственного суда Лидию Репину, Чернобаевского райсуда Черкасской области Нелли Цибру. При этом они не дают больше 230 голосов.
"Пригласите в зал людей, ми на грани", — заявляет Парубий.
Затем откладываются дела двух судей Соломенского райсуда столицы — Аллы Демидовской и Андрея Макухи. За их увольнение не находится необходимого количества голосов несмотря на то, что спикер делает несколько попыток.
Только со второй попытки голоса находятся для увольнения Светланы Волковой. Увольняют нардепы и судью Высшего хозсуда Украины Виктора Татькова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Жить по законам толпы, или Почему молчат судьи?
Парубий предлагает вернуться к тем судьям, которые не набрали необходимого количества голосов. По каждому из пяти "кандидатов на вылет" Рада голосует несколько раз. И все время голосов не хватает. Депутаты от "Самопомочі" и Радикальной партии обвиняют пропрезидентскую фракцию в срыве голосования. В "Батьківщині" намекают, что депутаты не голосуют за увольнение определенных личностей.
Вдруг Андрей Парубий находит в своих бумагах еще пять фамилий судей. Предлагает проголосовать без обсуждения. Это так называемые "судьи Майдана", которые лишали прав участников мирных протестов и бросали активистов за решетку. Все пятеро — судьи Апелляционного суда столицы: Людмила Бартащук, Александр Бец, Ольга Ефимова, Светлана Коваль и Мария Приндюк. Известно, например, что Бартащук отклонила апелляцию в деле активиста Майдана Дмитрия Юрченко 7 февраля 2014 года, а Бец оставил в силе решение суда первой инстанции о содержании под стражей на два месяца активиста "Дорожного контроля" Андрея Дзиндзи. "Мария Приндюк — судья, которая в свое время отпустила Пукача, освобождала ректора Мельника, принимала решения в отношении евромайдановцев", — заявляет депутат Виктория Сюмар.
Аргументы Сюмар подействовали — с третей попытки нардепы увольняют Приндюк. По остальным голосую еще много раз.
"Ничего страшного не будет, если мы передадим ряд судьей на рассмотрение Высшему совету юстиции", — говорит Руслан Князевич.
Парубий уже пятый час подряд продолжает звать депутатов в зал. Он настаивает, что не закроет заседание, пока все вопросы не будут закрыты. "Не стойте в проходе", "Прошу позвать депутатов в зал", "Обзванивайте знакомых, пусть приходят", — то и дело повторяет Парубий и предупреждает: если не будет положительного решения, то вскоре он пригласит глав фракций для обсуждения и поиска необходимого количества голосов.
Складывается такое впечатление, что некоторые политические силы все еще хотят пользоваться услугами отдельных запятнанных ранее судей, в частности, в Апелляционном суде и Соломенском райсуде столицы.
Но вдруг, как будто по мановению волшебной палочки, находятся голоса для увольнения всех оставшихся судей.
"Мы прошли все постановления, которые должны были проголосовать", — говорит Парубий. "Это было эмоциональное заседание", — замечает он и закрывает заседание.
Теперь все ждут соответствующих указов президента Петра Порошенко, ведь в его компетенции также увольнение судей (как он это сделал в частности Оксаны Царевич) за нарушение присяги.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред