Ракетные стрельбы над Черным морем: почему учения ВСУ разозлили Россию?

2 декабря 2016, 10:54обновлено 3 августа 2018, 01:22
5330
Эксперты рассказали, чего добилась Украина проведением ракетных учений.

 / strana.ua

На юге Украины — в воздушном пространстве над акваторией Черного моря западнее Крымского полуострова — стартовали ракетные учения, которые были запланированы на 1 и 2 декабря. О намерении их проведения еще 25 ноября заявляли в Генштабе ВС Украины, объяснив, что это будут научно-исследовательские учения с воздушными стрельбами. Кроме того, в пресс-центре Воздушного командования "Юг" уточняли, что такими стрельбами Украина не нарушает никаких норм и международных соглашений и не несет угроз оккупированному Крыму.

"Украина ничего не нарушает. Если посмотреть на траекторию и определенный район и провести условную линию полуострова, на котором будут расположены установки, можно заметить, что крайняя линия будет проходить достаточно далеко от побережья Крымского полуострова. Ближайшее приближение ракет может составлять не более 30 км", — заявил начальник пресс-центра Воздушного командования "Юг" Владимир Крыжановский.

видео дня

Тем не менее, планы Украины по проведению учений "поставили на уши" Москву, которая потребовала отменить стрельбы. И даже вручила ноту протеста украинскому атташе. В ответ на это секретарь СНБО Александр Турчинов сказал, что "истерика России" по поводу того, что Украина будет проводить учения в суверенном воздушном пространстве РФ, "лишена здравого смысла", поскольку, согласно всем международным соглашениям, суверенное воздушное пространство России в Черном море заканчивается посередине Керченского пролива.

"В этом районе Украина не планирует проводить ракетные испытания. Вся остальная территория к западу от Керченского пролива является суверенным воздушным пространством Украины", — подчеркнул Турчинов.

Однако эти заверения не успокоили Россию. Министр транспорта РФ обратился в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), сообщив о запланированных Украиной стрельбах.

Затем, 29 ноября, была замечена переброска российской техники в Керчи. В частности, волонтеры международного разведывательного сообщества InformNapalm идентифицировали среди этой техники зенитно-ракетный комплекс С-300 ВМ "Антей-2500" — систему ПВО с возможностью борьбы с баллистическими ракетами малой и средней дальности (до 2500 км).

Позже в СМИ появилась информация о том, что в случае проведения Украиной ракетных стрельб в районе российско-украинской границы в Крыму, Россия грозит Киеву ответным ракетным ударом. Об этом якобы речь идет в письме Министерства обороны РФ, адресованном военному атташату в составе Посольства Украины в России. В частности, говорится, что если Украина проведет стрельбы, то российская сторона, во-первых, будет сбивать украинские ракеты, а, во-вторых, нанесет ответный удар по украинским пусковым установкам. Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле ничего не известно об этом письме.

Так или иначе, но учения стартовали, как и было запланировано, и пока что никакой реакции РФ не последовало.

Эксперты рассказали "Главреду", зачем Украине понадобилось такое несколько демонстративное проведение учений в данном регионе, почему эти стрельбы так взбудоражили Россию, а также какие шаги со стороны Москвы могут быть предприняты в ответ.

Николай Сунгуровский

Директор военных программ Центра Разумкова

Николай Сунгуровский:

Одна из "хотелок" Кремля — видеть Украину слабой. Но вдруг эта "слабая Украина" начинает испытания ракет системы противовоздушной обороны, которые могут быть использованы в случае расширения агрессии против украинского государства. Как на это может реагировать агрессор? Естественно, агрессивно. Так Россия и отреагировала.

Другое дело, что можно было бы более умело выстроить нашу информационную политику в этом отношении. Поскольку такую позицию Кремля можно было предусмотреть. Было очевидно, что Москва будет агрессивно реагировать на наши испытания. Также было очевидно, что мы не пойдем на уступки. Почему нельзя было сказать, что нашими разработками в оборонной промышленности заинтересовались наши западные партнеры, что на местах пусковых установок будут присутствовать иностранные наблюдатели? Тогда бы мы посмотрели на реакцию Кремля.

Что стоит за угрозами со стороны Кремля, которые посыпались в адрес Украины, как только появилась информация об этих учениях? С этим вопросом следует обращаться к врачам Путина. Наверное, на территории Кремля есть медсанчасть. Угрозы — это обычная реакция хулигана. Если посмотреть на все последние заявления российского руководства — и по поводу Сирии, и по поводу Ирака, и по поводу Кореи, и по поводу выхода из соглашения по утилизации плутония, то можно увидеть, что Россия выдвигает как контртребование возвращение себя в нормальный режим. Кремль говорит, мол, дайте нам полный карт-бланш, и тогда мы, может быть, подумаем о том, чтобы больше не хулиганить. Разве нормальное цивилизованное общество сможет вести с такими людьми диалог?

Но, тем не менее, учения начались, стрельбы идут — и пока никаких ракет по нашим пусковым установкам никто с территории России не запускал. Я считаю, что подспудная цель этих стрельб достигнута — своей неуступчивостью Украина отчасти поставила Россию на место. Украина показала, что она достаточно сильна, достаточно самостоятельна в своих решениях, не собирается отвечать или поддаваться ни на какой шантаж. Я считаю, что это адекватные действия, но можно было бы более умно выстроить сообщения нашего МИДа, Минобороны и СНБО об этих стрельбах.

Виктор Небоженко

Политолог и социолог, директор социологической службы "Украинский барометр"

Виктор Небоженко:

Украина — достаточно стыдливая страна. А Россия активно укрепляет Крым, превращая его в непотопляемый авианосец Российской Федерации: на полуострове уже находится 50-тысячная группировка и тактическое ядерное оружие. Теперь Россия активно занялась хозяйственным освоением акватории Черного моря возле Крыма, где расположены большие залежи газа. В этом как раз все дело. А эти запасы газа находятся как раз на нашей, украинской, стороне, а не со стороны Краснодарского края РФ.

Нынешние учения направлены, в том числе, на то, чтобы показать, что эта территория между Одессой и Крымом, где и проходят стрельбы, все-таки принадлежит Украине, и у украинского государства есть средства, чтобы остановить морскую экспансию России. Ведь Крым без Черного моря — это даже хуже, чем Чечня без Кадырова. Идет игра "в длинную".

Кроме того, не забывайте об обострении политической ситуации в Украине, а для правящей группы важно повторять знаменитый тезис для населения — "если вы нас не будете слушать, то Путин нападет на украинскую территорию". Но каждый раз с Путиным нельзя договариваться — его надо провоцировать. Конечно же, такого рода стрельбы — это огромный удар по самолюбию Путина. Теперь власть сможет сказать нам, что мы зря выступаем против высоких тарифов, роста цен, чудовищной коррупции, потому что в любой момент Путин может сбить наши ракеты.

Так что в данной ситуации — целый комплекс нюансов. Один из них — попытка Украины доказать, что акватория Черного моря напротив Одессы является украинской территорией, куда заходить нельзя, тем более, нельзя добывать там газ. А с другой стороны, это хороший способ подразнить Путина, чтобы он тоже допустил какую-нибудь ошибку. Это всегда позволит нашей власти сказать: "Не трогайте нас, мы и дальше будем воровать, поднимать цены. Но ведь сами видите — Путин напал". Так что все не так просто и однозначно.

Однако я не думаю, что нынешние учения будут иметь какие-то военно-политические последствия. Россия не начнет сбивать украинские ракеты или бомбить украинские базы. И Украина этого делать не будет. По крайней мере, до Нового года Путин не собирается воевать с Украиной.

Сергей Таран

Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"

Сергей Таран:

Из всех инструментов давления на Украину у России остался только один — военная агрессия и действия российской армии. Все остальные инструменты российского влияния, которые были (экономические, политические — раньше было много пророссийских политических сил и политиков в Украине, культурные — раньше было сильным влияние российского медиа-продукта: сериалов, СМИ), исчезли. К тому же, сейчас, когда Украина находится в состоянии войны с Россией, нет особо и дипломатических инструментов. Так что единственным оставшимся инструментом влияния на Украину является армия.

Однако если Украина усилит свои Вооруженные Силы до такой степени, что цена дальнейшей военной агрессии будет достаточно высокой для России, то и этот инструмент исчезнет. По сути, Россия сейчас хватается за последнее, с помощью чего она может оказывать давление на Украину, — за армию. РФ пыталась расшатывать внутреннюю ситуацию в Украине, но это не всегда срабатывало. Если Украина создаст сильную армию, это оборвет последнюю нить влияния России на нас. Собственно, именно поэтому Россия и бесится.

Это вполне нормально, что такие учения проходят публично — такова мировая практика. В этом нет демонстративности — это просто тактика. Если же Россия считает эти действия Украины демонстративными, то это только на пользу нам, потому что РФ видит, что украинская армия развивается, и Украина не "ведется" на ее военное давление.

Теоретически Россия может начать делать то, о чем говорит в своих угрозах, — начать сбивать украинские ракеты, запущенные в ходе учений. Но, думаю, пока что она на это не пойдет, потому что сейчас рассматривается возможность снятия санкций с РФ, и после избрания Трампа президентом США РФ пытается показать себя цивилизованной стороной. Поэтому не думаю, что Россия из-за этих учений решится на какую-то серьезную историю. Но Украина должна быть готова и к этому. Не нужно думать, что этого не случится — ведь раньше мы не могли поверить, что Россия пойдет на Украину войной, но так случилось.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять