Соединенные Штаты Америки могут присоединиться к переговорам в "нормандском формате" по урегулированию конфликта на Донбассе, а госсекретарь США Рекс Тиллерсон — выступить адвокатом Украины в переговорах с Россией. Такие хорошие новости сообщил министр иностранных дел Павел Климкин, который посетил Америку и встретился с президентом США Дональдом Трампом.
Тиллерсон хорошо информирован об агрессии Москвы против Украины и с ним обсуждались возможные варианты решения проблемы Донбасса, сообщает ТСН.Ранок со ссылкой на Климкина. Глава украинского МИДа заявил, что США, вероятно, присоединятся к Украине, Германии и Франции в переговорах с Россией, но подчеркнул, что важен не формат переговоров, а их эффективность.
Следует отметить, что в тот же день, 10 мая, в Вашингтоне состоялась встреча Тиллерсона с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, на которой обсуждалась и Украина. Однако украинскую сторону на эту встречу не приглашали.
Эксперты, опрошенные "Главредом", сомневаются в том, что Вашингтон официально присоединится к "нормандскому формату". Однако при этом отмечают, что неформально Америка и так активно участвует в переговорном процессе по Донбассу и с ней согласовывают основные решения, а потому официальное расширение формата мало что изменило бы.
Эксперты рассказали, от чего может зависеть присоединение Штатов к "нормандскому формату", что это даст Украине, каковы гарантии, что договоренности, достигнутые в присутствии США, Россия будет выполнять, а также не будет ли Москва противиться расширению переговорного формата.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"
Во-первых, США уже являются неформальным участником "нормандского формата", ведь все то, что так или иначе обсуждается участниками переговорного процесса, затем получает одобрение Штатов. Соответственно участники "нормандского формата" апеллируют к Соединенным Штатам. Важно, что Германия и Франция всегда ссылаются на США и имеют единую с ними позицию.
Во-вторых, конечно, было бы неплохо, если бы США присоединились к "нормандскому формату". Это бы существенно усилило позиции Украины.
В-третьих, мы должны понимать историю с возможным присоединением США к "нормандскому формату" и как элемент дипломатической игры Киева. Если в мире обсуждают какие-либо события, связанные с Украиной, то уже речь не идет о том, что Киев должен был сделать два года назад — изменить Конституцию, провести выборы на оккупированном Донбассе и т.д. Сейчас обсуждается расширение "нормандского формата". Сама дискуссия на такие темы в дипломатии уже дает Украине преимущества, потому что она навязывает свои темы и дискурсы. И это нам выгодно и интересно. Так что мы должны об этом говорить, ведь сами разговоры об этом уже являются позитивом.
Что касается возможности фактического присоединения Штатов к переговорному процессу, то я этого не исключаю. Но это не произойдет быстро, поскольку это будет серьезно блокироваться Россией, для которой такое развитие событий просто не интересно.
Будут ли гарантии, что договоренности, достигнутые в присутствии США, будут выполняться Россией? Нет, никаких. Никаких гарантий мы никогда на этот счет не получим. Дипломатия нужна, чтобы мы выступали единым фронтом в противостоянии России, сохранении санкций против нее. А также мы имеем условный шанс для усиления собственной армии. Это — результат.
Но если мы думаем, что участники какого-то "формата" о чем-то договорятся, и в результате прекратится война, а Путин выведет из Украины свои войска, — это наивно. Путин — это не тот человек, который будет соблюдать какие-то договора или соглашения. Поєтому Украина должна четко смотреть на этот процесс и понимать собственную цель. А она состоит в сохранении санкций против России, сохранении единого фронта Киева и Запада, а также выигрыше времени, которое мы должны использовать для усиления собственной армии.
Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"
На мой взгляд, участие США в "нормандском формате" — это не принципиальный вопрос. Ведь Штаты и так задействованы в переговорном процессе, но параллельно, не участвуя официально ни в каких форматах. И это устраивает почти всех, в том числе самих американцев.
Даже Обама не захотел становиться участником переговорного процесса по урегулированию конфликта в Украине. Трамп, в свою очередь, больше погружен в проблематику конфликтов на Ближнем Востоке — от сирийского и до отношений между Израилем и Палестиной, плюс Северная Корея, плюс сложные двусторонние отношения с Россией. Мне кажется, что американцы сейчас просто не готовы к серьезному и содержательному участию в переговорах по Минску, к участию в "нормандском формате". Складывается впечатление, что они неформально и неофициально уже согласились с тем, что немцы по-прежнему будут управлять процессом.
К тому же, вряд ли сейчас включение Штатов в "нормандский формат" улучшит ситуацию в переговорах в целом. Ведь проблема — не в формате, а в жесткой позиции России, которая не хочет идти на реальные компромиссы, не хочет выходить на реальное прекращение огня на Донбассе и стремится навязать свой сценарий развязки этого конфликта. Так что дело не в формате, а в двусмысленности Минских соглашений, которые по-разному трактуются в России и в Украине, а также в том, что Россия не хочет идти на реальные компромиссы.
Возможно, Климкин, делая такого рода заявления, хочет продемонстрировать нашим критикам, постоянно говорящим о необходимости привлечь американцев и британцев к переговорам, что переговоры об этом ведутся. Но я не уверен, что сами американцы к этому готовы.
К тому же, следует понимать, что привлечение нового игрока, который не углублен во все нюансы переговорного процесса, замедлит переговоры. Они и так были замедлены выборами в Германии и Франции, а теперь еще может понадобиться ожидать, пока представитель США будет изучать ситуацию. Чем больше переговорщиков, тем сложнее.
Поэтому я не сторонник такой идеи. И, на мой взгляд, Климкин делает не совсем правильно, акцентируя на этом внимание. Нам со Штатами сейчас нужно договариваться о других вещах. Но моя версия состоит в том, что это заявление, скорее всего, является реакцией на внутреннюю дискуссию в Украине.
Директор информационно-политического центра "Перспектива"
Заявление министра иностранных дел Климкина о возможном участии США в "нормандском формате" рассчитано исключительно на внутреннюю аудиторию — на Украину. Поскольку, как известно, Штаты не готовы присоединяться к "нормандскому формату", о чем они не единожды заявляли.
Что изменило бы участие США в переговорном процессе? Если заинтересованность и позиция США — это решающий фактор, то что говорить об участии в каких-либо форматах. Ведь Америка является гегемоном в системе международных отношений — как скажут Штаты, так и будет. Если кто-то о чем-то договорится без участия Америки, то это не будет реализовываться, пока свое "да" не скажут США.
А то, что говорит Климкин — это, на мой взгляд, лишь ведомственные "понты". Сейчас Америка открывает для Украины очередной кредит доверия, но мы, к сожалению, не можем им воспользоваться, потому что Климкин и дипломаты его "профукали" и не готовы отвечать на запросы американцев.
Переговоры на самом деле проходили в тот же день между Тиллерсоном и Лавровым, а украинскую сторону даже не пригласили на эту встречу, хотя речь шла и об Украине. Зато Климкин после отчитался о встрече протокольным фотографиями, и это рассчитано только лишь на украинцев.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред