На 18 мая было назначено второе подготовительное судебное заседание по делу беглого президента Виктора Януковича. Ранее Оболонский районный суд Киева взял паузу для организации видеосвязи с бывшим главой государства для его участия в процессе.
4 мая Оболонский суд начал заочный процесс против бывшего президента Украины. Военная прокуратура уже пообещала, что будет просить для него наказание в виде максимально возможного — пожизненного заключения, хотя и осознает, что реально посадить в тюрьму Виктора Януковича будет непросто.
Генпрокуратура Украины обвиняет Виктора Януковича по нескольким статьям УК Украины. В частности, государственной измене, а именно предоставлении Российской Федерации и ее представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины (ст.111 ч.1), пособничестве в ведении агрессивной войны (ст. 27 ч. 5, ст. 437 ч. 2), пособничестве в действиях с целью изменения границ территории и нарушении установленного Конституцией порядка (ст.27, ч.5 и 110 ч.3).
Сегодня Янукович должен был "явиться" в суд по видеосвязи. 4 мая после дебатов между стороной обвинения и стороной защиты судья Владислав Девятко постановил, что Януковичу нужно дать возможность принять участие в заседании через видеосвязь.
"Судебное производство может осуществляться в режиме видеоконференции в нескольких случаях, — объясняет юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Алина Павлюк. — В законе речь идет о невозможности участия человека по состоянию здоровья или иным уважительным причинам, необходимости обеспечения безопасности лица, проведении допроса малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля, важности принятия таких мер для обеспечения оперативности судебного производства, наличия других оснований, определенных судом достаточными". В этих случаях фактически обвиняемый присутствует и полноправно участвует в процессе.
Еще до начала сегодняшнего заседания были большие сомнения, появится ли Виктор Янукович на заседании. По словам защиты, главная причина — неоформление должным образом запроса в компетентные органы РФ с украинской стороны.
За несколько дней до заседания адвокат Януковича Виталий Сердюк со словами "формируем практику дистанционного уголовного процесса в Украине" показал постановление суда о частичном удовлетворении его ходатайства и разрешении предоставить стороне защиты программную возможность для участия обвиняемого в подготовительном судебном заседании в режиме видеоконференции. В нем речь идет о том, что адвокаты могут получить ноутбук с необходимым программным обеспечением или оно может быть установлено на их компьютер. Кроме того, у четвертого президента страны есть возможность связаться с судом по скайпу.
Рядом с этим постановлением было размещено другое — Святошинского суда Киева по делу "беркутовцев". Это удовлетворение ходатайства защиты и вызов Януковича в качестве свидетеля: "Обязать сторону защиты по запросу суда предоставить и подготовить необходимые документы для оформления соответствующего запроса в порядке международной правовой помощи". То есть фактически суд через Министерство юстиции Украины сделал запрос в РФ, на основе которого Янукович смог "присутствовать" в зале суда.
На этот раз в РФ заявили, что там не получали новые запросы из Украины.
"Похоже, Оболонский суд ожидал, что Янукович явится и без международных запросов, — комментирует Павлюк. — При таком подходе он из суда РФ точно не сможет выступать — нет оснований. Другой вопрос: насколько возможно участие Януковича с частной территории?"
Наверняка, защита Януковича такой вариант даже не рассматривала. Поэтому и подготовила запрос о соответствии вызова своего клиента требованиям Европейской конвенции, и получила заключение, что вызов обвиняемого должен сделать суд на основе международных договоров о правовой помощи, а порядок проведения судебных заседаний, предложенный Оболонским судом, не соответствует требованиям УПК. Например, никто не гарантирует, что Янукович будет верно идентифицирован.
На заседании 18 мая адвокат Януковича Виталий Сердюк заявил, что Ростовский суд готов организовать видеоконференцию, но для этого необходимо установить явку лица, его паспортные данные. "Невозможно суду это сделать по скайпу, невозможно по скайпу вручить и расписку о правах, невозможно в последующем использовать собранные в рамках подобного процесса доказательства в качестве допустимых", — заявил он.
После небольшого перерыва судья Владислав Девятко отказался обращаться за международной правовой помощью в минюст России и Ростовский облсуд в отношении официального видеовключения Виктора Януковича. Мол, суд предоставил ему право участвовать в заседании даже по скайпу. Другими словами — Янукович при большом желании мог выйти на связь с Киевом, даже сидя у себя дома в кресле.
Адвокаты защиты с таким решением не согласны. "Мы должны слышать его мнение, его объяснения в подготовительном заседании", — сказал Сердюк. Прокурор военной прокуратуры Руслан Кравченко ответил: "Защитники манипулируют относительно участия или неучастия своего подзащитного". Его поддержал Девятко: "Дача объяснений и доказательств Януковичем в подготовительном судебном заседании не предусмотрена".
Таким образом, судебное заседание началось без участия Виктора Януковича.
Михаил Тарахкало, директор Центра стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека.
— Как подозреваемый или свидетель будет выходить на связь с судом — внутренняя процедура суда. А мы можем оценивать только глобальную справедливость процесса. Она зависит о того, насколько эффективно участник процесса может принимать участие в тех или иных процедурах. Если г-н Янукович объяснит, что именно ему мешает воспользоваться предложенной судом процедурой, в чем ее недостатки и почему он думает, что суд должен поступить именно так, как он хочет, тогда что-то прояснится. Ему же дали на выбор несколько вариантов. Он ни один из них не захотел использовать, а только свой. Но я не услышал мотивы, почему этот вариант единственно правильный. Что в предложенных судом помешает эффективно себя представлять. При этом мы же учитываем, что Янукович представлен адвокатами. То есть он самостоятельно не представляет свои интересы в суде. И это тоже важная составляющая, которая влияет на общую справедливость процесса. В некоторых случаях в ЕСПЧ признавалось, что процесс справедлив даже без участия подозреваемого в процессе, например, в так называемых заочных разбирательствах.
С другой стороны, предложенные судом процедуры имеют ряд вопросов. Например, как суд определит с достаточной ясностью, что тот человек, который выйдет на контакт, будет Виктором Януковичем, если это будет происходить не через официальные органы другого государства? Возможно, у суда есть какой-то механизм определения. Например, какой-то эксперт сможет сказать, что это именно это человек является Виктором Януковичем. Или посол Украины в другой стране приедет или засвидетельствует, ведь такой дипломат может совершать нотариальные действия.
Надо понимать, международные инстанции не будут смотреть на крючкотворство процедур. Для них важна общая картина. Если предложенная судом процедура дает Януковичу возможность эффективно выступать, защищаться, задавать вопросы, то в чем проблема?
Есть своя специфика процесса. Человека обвиняют в серьезных преступлениях, которые связаны не с юридической квалификацией, а с фактами: он совершил некие действия, которые являются преступлением. А что именно он сделал, знает только он, и только он при определенных обстоятельствах может заметить несоответствия в показаниях свидетелей, задать неудобные вопросы свидетелям, которые могут подорвать их легитимность в глазах суда. В таких процессах важно, чтобы лицо было самостоятельно представлено. Другой вопрос — никто же ему не запрещает лично явиться в суд.
Если рассматривать этот процесс с точки зрения Европейского суда по правам человека, в который с большой долей вероятности, если его признают виновным, Янукович обратится, то там как раз будет оцениваться каждая мелочь, каждая деталь. Поэтому я бы очень внимательно подходил ко всем аспектам как на месте суда и прокуратуры, так и со стороны защиты Януковича.
Пока же на этой стадии не очевидно, что кто-то нарушает права Януковича. Многое зависит от того, как будет действовать прокуратура и суд дальше. Возможно, им стоит подумать, как идентифицировать Януковича без запросов через Минюст. Если суд уже дал разрешение на видеоконференцию, то должно быть какое-то обеспечение этого процесса. Это, во-первых, должно быть исполнено технически — наладить связь, к чему обе стороны должны приложить усилия, как суд, так и защита. А, во-вторых, надо совершить упомянутый процесс идентификации. В этом суд должен быть заинтересован, ведь участие подсудимого в процессе влияет на дальнейшую устойчивость приговора.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред