Захарченко и другие уловки Кремля

24 июля 2017, 07:00обновлено 3 августа 2018, 01:25
Россия последовательно и акцентировано ведет себя так, будто нормы международного права написаны не для нее.

 / multiscale.do.am

Заявления "лидера" самопровозглашенной "ДНР" (террористическая организация. - ред.) о "переучреждении Малороссии" — очередной элемент политического давления Кремля на Украину. Федеративное устройство этого мифического государственного образования и его очевидная зависимость от России прослеживаются в выступлении "великого вождя" слишком очевидно, чтобы считать, будто это был экспромт в чистом виде. Захарченко не только озвучил традиционные прихоти Кремля, но и стал инструментом его политического противодействия Западу.

Наиболее вероятная версия: созданное Кремлем "интеллектуальное окружение" Захарченко решило пустить в ход заранее подготовленную домашнюю заготовку, отвечая на неблагоприятные для сепаратистов и России изменения во внешнеполитической ситуации. Похоже, что слова Захарченко стали асимметричным ответом на "план Макрона" и черновик украинского законопроекта о перспективах реинтеграции Донбасса, усугубленные невозможностью ожидавшегося Путиным прогресса в отношениях между Россией и США. Активизация боевиков на Донбассе только подтверждает гипотезу: Кремль пытается не только сохранять чужими руками жар в Донбассе, но и сохранять при этом внешнеполитическую респектабельность.

видео дня

"Ампутация" Крыма и циничный эксперимент на Донбассе с целью максимального лишения Украины спокойствия и пространства для внешнеполитического маневра — очевидные и хорошо известные результаты "гибридных действий" Кремля. Сегодня не только в Европе очевидно, что с 2014 года началась фаза активного противопоставления Россией себя международному сообществу, и Украина как объект для атаки была выбрана неслучайно. Наше государство режим Путина пытался показательно разрушить, дабы уменьшить волю мирового сообщества к сопротивлению "гибридной агрессии", целью которой является не только подчинение нашего государства, но и дестабилизация Европейского Союза. Однако этот замысел разбился о сопротивление украинских военных, добровольческих батальонов и общества. Украина выстояла перед наиболее коварным ударом в 2014 году и сегодня тем более не собирается капитулировать на милость Кремля.

Будучи правопреемником СССР, Россия активно использует его внешнеполитическое наследство. В частности, в части игнорирования очевидного в международных отношениях. Уже покойный постоянный представитель РФ в Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин на протяжении практически трех лет стремился доказать мировому сообществу, что статус постоянного члена СБ и ядерный арсенал позволяют российским дипломатам публично бросать вызов здравому смыслу мирового сообщества. Шеф МИД РФ Сергей Лавров всячески подчеркивает, что продолжает традиции Андрея Громыко, "Мистера Нет" советской дипломатии. Но их превзошли юристы-представители России в Международном суде ООН, публично утверждавшие, что боевики нашли оружие и военную технику в шахтах Донбасса. Россия последовательно и акцентировано ведет себя так, будто нормы международного права написаны не для нее.

Обладая подробной информацией об историческом прошлом многих европейских стран, принадлежавших к социалистическому лагерю, бывших частями Российской империи или "братскими республиками" в составе СССР, Кремль довольно ловко пытается столкнуть их лбами, чтобы получить на этом внешнеполитические дивиденды и усложнить формирование общей позиции относительно действий России. Традиционное имперское "разделяй и властвуй" дополнено "ври и манипулируй". Объективно наибольших успехов в этом вопросе россиянам удалось достичь на польско-украинском векторе, где Москве удалось создать постоянное повышенное напряжение и заметное недоверие. Как представляется, это направление — наиболее показательное, более того — образцовое для российской пропаганды, которая пытается навязать окружающим странам собственную версию исторического прошлого для реализации собственных интересов.

На протяжении длительного времени российский "Газпром" диктовал собственные условия покупателям "голубого золота", принуждая к подписанию контрактов с условиями "бери или плати". Украинский газовый контракт 2009 года не стал исключением, даже превзошел существовавшую тогда практику. Однако появление на рынке сланцевого и сжиженного газа из США и Персидского залива заставило самоуверенного энергетического монополиста уменьшить аппетиты. В погоне за сверхприбылями "Газпром" допустил ошибку, игнорировав появление альтернативных источников энергоносителей, поэтому сегодня вынужден отступать с значительными убытками. Промежуточное решение Стокгольмского арбитража относительно вышеупомянутого контракта убрало финансовый дамоклов меч от украинской энергетики и экономики. И хотя постепенная дисквалификация России как ведущего центра поставок энергоресурсов еще не завершилась, но заставила Кремль зачехлить энергетическое оружие.

Пусть Россия с настойчивостью, достойной лучшего применения, уверяет, что санкции Запада не имеют никакого влияния на ее экономику, однако это ложь. Кремль пытается максимально ослабить санкционный режим, осознавая, что полностью отменить торговые ограничения без возвращения Украины Крыму у него нет шансов. Поэтому в весьма циничной форме Кремль практически предлагает взятку политикам Старого Света, суля экономический рост всем, чье политическое будущее зависит от результатов выборов. Россия делает ставку на сепаратные "уникальные предложения" и расшатывание ЕС. Впрочем, последние тенденции во Франции и Германии — экономических лидерах Европы — позволяют говорить о провале этой ставки Кремля.

Развитие ситуации на международной арене играет против Кремля. Дональд Трамп сегодня даже при большом желании не может предпринять решительных шагов навстречу Путину. Ангела Меркель в мае в Сочи заявила, что не боится вмешательства России в немецкие выборы, которые состоятся осенью. Эммануэль Макрон предложил собственный план мирного урегулирования, предусматривающий конкретные действия по прекращению боевых действий на Донбассе. Все это свидетельствует об изменениях восприятия ситуации на востоке Украины в среде западной политической элиты в сторону реализма.

Тектонические сдвиги в восприятии ситуации происходят и на экспертном уровне. В частности, во время конференции по вопросам стратегических коммуникаций, прошедшей в Риге в начале июля, представители стран НАТО и их союзников не только услышали от министра внутренних дел Литвы Линаса Линкявичюса риторический вопрос "Сколько украинцев должно погибнуть, чтобы Европа сказала Je suis Ukraine?". Участники конференции активно обсуждали механизмы непосредственного влияния России, в частности, на страны Центральной Европы, но и обсуждали фейки, манипуляции, популизм как инструментальную базу "гибридной агрессии".

Украина уже несколько лет получает опыт противостояния агрессивным действиям России. Она сумела не только сломать планы Кремля, но и располагает массивом интересной и важной информации, за которую заплачено дорогую цену. Поэтому актуальная задача для нашей власти и экспертной среды — направить информационные потоки в сторону заинтересованных государств, обеспечивая усиление противодействия агрессивным намерениям России и усиление поддержки Украины. Поскольку противостояние будет длительным, настоящей войной на истощение, привлекать союзников и постоянно маневрировать жизненно важно и необходимо.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять