Историческое соглашение с Ираном: достижения для мира и риски для России

15 июля 2015, 08:20обновлено 3 августа 2018, 01:14
Эксперты рассказали о значении соглашения с Ираном по ядерной программе для мира, существенных рисках для России и вероятных позитивах для Украины.

 / Reuters

Шесть стран-посредников (США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и Россия) достигли соглашения с Ираном по его ядерной программе: в обмен на ограничение ядерных разработок Тегеран получил ослабление санкций. Эксперты уже назвали достигнутое соглашение знаковым и историческим. Ведь кризис между западными странами и Ираном из-за его ядерной программы длится уже более 13 лет, а на нынешние переговоры в Вене ушло 17 дней. Стороны долго не могли прийти к общему знаменателю по ряду вопросов, в частности, относительно сроков снятия санкций с Ирана и сроков снятия эмбарго на поставки оружия Ирану.

Однако, в конце концов, соглашение было достигнуто. Стороны договорились о том, что Иран сохранит свою ядерную инфраструктуру, исследования и продолжит разработку центрифуг, однако сократит их количество с 19 тысяч до 6,1 тысяч. Также иранские ядерные объекты продолжат свою деятельность, и Иран продолжит обогащение урана. При этом конфигурация реактора будет изменена так, чтобы он не мог производить плутоний. Также будут усилены международные инспекции, в частности, Иран допустит на свои объекты инспекторов МАГАТЭ. Предполагается, что эти меры помогут предотвратить выработку Ираном ядерных боеголовок.

видео дня

В обмен на все эти шаги Иран получит доступ на мировые рынки нефти, а ЕС снимет с него санкции в отношении банковских операций и доступа к международной системе платежей SWIFT.

Однако в случае невыполнения Ираном взятых на себя обязательств действие санкций может быть восстановлено в течение 65 дней.

Эксперты рассказали "Главреду", какое значение будет иметь для мирового сообщества достигнутое с Ираном соглашение, почему вследствие этого Россию ждёт серьёзный удар по экономике, а также какие положительные последствия эта история может иметь для Украины.

Игорь Семиволос

Директор Центра ближневосточных исследований

Игорь Семиволос:

Можно прогнозировать, что активный выход Ирана на рынок нефти привёдет к существенному снижению цен на нефть. Российский бюджет на 60% зависит от продажи энергоносителей. Да и цена на газ зависит от цен на нефть. Исходя из этого, понятно, что это серьёзно ударит по экономическим интересам России. Сокращение поступлений в бюджет приведёт к увеличению внутренних проблем, невозможности поддержания того уровня жизни и тех социальных выплат, которые позволяли России "заключить сделку" со своим населением в обмен на его молчание и лояльность.

Таким образом, когда будет сорвано это социальное соглашение, Россию будет ждать дестабилизация ситуации, сложные времена. Хотя происходила и диверсификация, и рынок несколько смягчает эти удары, но реально высок процент зависимости российского бюджета от нефти. Учитывая всё это, России следует готовиться к экономическим трудностям.

Украине такого рода проблемы в России дают надежду на то, что Россия под давлением экономических проблем будет вынуждена завершать войну, в частности, вывести свои войска с Донбасса, а под давлением санкций начать серьёзные переговоры об освобождении Крыма.

Если это соглашение с Ираном заработает, и если стороны будут выполнять его, то, безусловно, это один из примеров достижения знакового, даже исторического соглашения между врагами. Это невероятно. Это говорит о том, что обо всём можно договориться, что нет препятствий, если есть желание найти взаимопонимание. Но вместе с тем, это очень плохой сигнал для России о том, что экономические санкции могут поставить любую страну в нынешнем глобализованном мире в ситуацию, когда она просто будет не способна развиваться и будет вынуждена пойти на договорённости под гнётом санкций.

Богдан Яременко

Дипломат, руководитель Фонда "Майдан иностранных дел"

Богдан Яременко:

Эти переговоры длятся не одно десятилетие, потому радоваться и делать какие-то выводы пока что рано. Комплекс проблем, связанных с Ираном, намного шире и глубже, чем просто ядерное досье. Это следует учитывать.

Моё общее восприятие данной проблематики состоит в том, что чем дальше продвигаются переговоры об урегулировании иранского ядерного вопроса, тем лучше для мира: мир становится более безопасным и надёжным.

Иран, как государство, имеющее огромные месторождения энергоресурсов, также может стать существенным дополнением в вопросе энергетической безопасности мира. Думаю, что снижение обострения риторики в противостоянии Ирана и Израиля, а также США — также положительный тренд, который сложно переоценить.

Однако пока что мы видим лишь первые всходы надежды, и говорить что-то наверняка — пока не время. Нужно наблюдать, как будет происходить имплементация соглашения, как будут развиваться события. Но в любом случае, тот тренд, который наметился на переговорах — достижение компромисса и понимания, это то, что необходимо миру и Украине, это положительный тренд.

Александр Палий

Политический аналитик

Александр Палий:

Это соглашение — свидетельство того, что Иран возвращается в мировое сообщество, в международное распределение труда со своими огромными конкурентными преимуществами, а также с большими запасами нефти. В отличие от России, Ирану в своё время удалось создать импортозамещение во многих отраслях, то есть он на самом деле пытался что-то делать самостоятельно, и у него есть реальные результаты.

Потому можно ожидать, что эта страна станет весьма интересным партнёром Запада. Уверен, что теперь туда ринется большое количество западных компаний, а также увеличится количество нефти на мировом рынке, а в результате цена на нефть будет мягко регулироваться таким сотрудничеством Запада и Ирана. Мы уже сегодня увидели, что рынок сразу отреагировал на это соглашение. Считаю, что это очень хорошо и для Украины, и для международной стабильности, поскольку этот очаг нестабильности закрывается, а вместо него создаются хорошие возможности для прогресса. Мы увидели, как большая, практически стомиллионная страна возвращается в мировое сообщество, и это в то время, когда 140-миллионная Россия из этого сообщества вышла. Таким образом, можно говорить, что одну страну в этом сообществе заменила другая.

Всё это существенно ударит по России. Более того, это станет долгосрочным трендом, поскольку иранская нефть выйдет на рынок не сразу (её просто нет в таких объёмах), а будет появляться постепенно. Этот тренд — на будущее, так как в Иране одни из наибольших в мире месторождений нефти. Всем понятно, что все эти объемы нефти имеют перспективу выхода на мировые рынки и в результате самостоятельной добычи нефти Ираном, и в результате весьма вероятного сотрудничества с западными компаниями.

В каких это будет объемах? Иранцы говорят, что до конца года это будет значить плюс один миллион баррелей нефти на мировом рынке, в результате цена может установиться в районе 50 долларов за баррель. Так что цена на нефть должна просесть достаточно серьёзно. А минус один доллар из мировой цены на нефть — это минус три миллиарда долларов для российского бюджета. А если прибавить к уже достаточно усохшему российскому бюджету все эти минусы, то Россия будет существенно утрачивать свои возможности.

Владимир Огрызко

Дипломат, экс-министр иностранных дел Украины

Владимир Огрызко:

Все наши сегодняшние оценки — предварительны, поскольку мы ещё не видели самого текста соглашения, анализ которого позволит сделать окончательные выводы. Однако очевидно то, что сложные почти двухлетние переговоры завершились, что является большим успехом администрации Обамы, который лично настаивал на том, чтобы за время его президентства мир сделал хотя бы несколько серьёзных шагов в области ядерного разоружения. Это соглашение с Ираном является одной из ключевых задач, которую администрация США ставила перед собой. Так что, думаю, Обама может быть доволен тем, что удалось достичь компромисса.

Хотя с другой стороны, это ещё далеко не завершение процесса, поскольку это соглашение ещё должен ратифицировать Конгресс и Сенат, где большинство сегодня принадлежит республиканцам. Я не прогнозирую лёгкого прохождения этого документа через высший законодательный орган США, поскольку в нем много тех, кто не поддержит договорённость с Ираном по ряду причин, прежде всего — из-за позиции Израиля.

Известно, что первая реакция со стороны Тель-Авива даже на предварительные сообщения была крайне негативной. Это неслучайно, поскольку в тексте соглашения есть несколько положений, которые вызывают большое неудовлетворение Израиля, а именно возможность, пусть и среднесрочную, у Ирана, покупать вооружение, оборудование двойного назначения, а также ракетные технологии, что, по мнению Израиля, будет нести непосредственную угрозу для его безопасности.

Весьма скептически к этому отнеслась и Саудовская Аравия, которая опасается усиления влияния Ирана в регионе Среднего и Ближнего Востока. Это также необходимо учитывать.

Также возникает вопрос и относительно России. Уже сегодня российские фондовые биржи начали валиться после первых сообщений о том, что достигнута такая договорённость. Это значит, что рынок нефти в случае отмены санкций против Ирана, начнёт наполняться иранской нефтью. Некоторым компенсатором может стать разве что настаивание Ирана на разрешении покупать вооружение. И тут я вижу очевидную заинтересованность России быть главным поставщиком оружия в Иран. Мы также знаем о российской программе строительства ядерных объектов в Иране, объектов мирного профиля, но это тоже существенный элемент возможного сотрудничества, плюс — попытки продавать Ирану самолёты и продукцию авиастроительного комплекса и т.д.

На мой взгляд, это только начало процесса, потому вряд ли после обнародования в Вене результатов переговоров можно открыть шампанское — впереди ещё много работы, главная часть которой связана с тем, что между сторонами по-прежнему сохраняется недоверие. По этой причине неслучайно в тексте соглашения прописаны вероятные шаги назад, когда западные страны могут возобновить санкции, если Иран, по их мнению, нарушит условия соглашения. Потому сейчас я бы предлагал ставить в этой истории не точку, а троеточие, и наблюдать за тем, как дальше пойдёт процесс.

Однако для Украины в случае успеха важным будет то, что Иран выйдет на рынок нефти. Для наших компаний откроются возможности экспорта своей продукции в Иран. Известно, что наши товары ни чуть не хуже, по крайней мере, российских. Потому это создаст дополнительные возможности и для нашего военно-промышленного комплекса, и для энергетики, и для сельского хозяйства, и для авиастроителей. Но, повторюсь, это всё станет возможным при условии, что на протяжении ближайших месяцев ситуация не будет сорвана, даже искусственно. Кому это может быть выгодно — думаю, и так понятно…

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять