Россия продолжает наращивать военную силу в оккупированном Крыму. Так, по словам министра обороны России Сергея Шойгу, к концу прошлого года по приказу Путина там была развёрнута военная группировка из 96-ти соединений и частей, и в будущем Россия намерена наращивать её боевые мощности. Ранее российское Минобороны сообщало о планах перебазировать в Крым десять ракетоносцев Ту-22М3 дальней авиации.
Таким образом, Крым постепенно превращается в крупную военную базу, что, по мнению опрошенных "Главредом" экспертов, является угрозой не только для Украины, но и для европейских стран. Оценивая характер вооружения, которое накапливается на полуострове, эксперты говорят, что оно — наступательное, и отмечают, что если Россия пойдёт в наступление на Украину, то, скорее всего, это произойдёт именно с крымского направления. При этом они поделились своими рекомендациями относительно того, что должна сделать Украина, дабы обезопасить себя от вероятного наступления со стороны полуострова.
Политтехнолог, директор компании
В своё время Куба стала "Островом Свободы", когда Советский Союз превратил её в крупнейшую ракетную базу за пределами СССР, что стало причиной Карибского кризиса. Фидель Кастро тогда сказал, мол, не жалейте Кубу и нанесите ядерный удар по Америке с нашей территории, мы готовы умереть ради коммунизма в мире, Куба готова принести себя в жертву.
Создается впечатление, что Путин сегодня идёт по пути коммунистических генсеков, сделав из Крыма "остров несвободы" и превратив его в крупнейшую военную ракетную базу в регионе.
Однако эти мощности совершенно несоизмеримы с натовским потенциалом, и они ни для кого не могут представлять угрозу. Исключение — разве что известные "Искандеры", которые имеют радиус действия свыше 500 километров, что позволит ими атаковать Румынию, Болгарию и ряд других стран.
Но в Крыму при этом "ложится" вся экономика, о чём говорят все аналитики по абсолютно всем направлениям. Единственное, что сегодня происходит в регионе — это превращение Крыма в крупнейшую военную базу. И создаётся впечатление, что такое количество населения в Крыму России просто не нужно. Потому сейчас она будет всячески пытаться уменьшать количество людей на полуострове.
Сегодня в Крыму реанимируются практически все советские аэродромы, которые были закрыты. Дороги на полуострове нигде не ремонтировались, за исключением одной — от Севастополя до Бельбека (военного аэродрома). Сейчас возобновляется деятельность багеровского (под Керчью — Ред.) и сакского аэродромов. Также Россия восстанавливает находящуюся под Феодосией базу, которая в советские времена служила хранилищем ядерных ракет. То есть готовится место для завоза ядерных боеголовок для "Искандеров".
Повторюсь, этот потенциал направлен только против Украины. Это — прямая угроза для Херсонской области. То есть угроза вторжения, причём именно с юга, остаётся очень и очень высокой. И это "план Б" Путина, если его шантаж не сработает ни на Европу, ни на Украину. Поскольку на востоке страны Россия не может добиться значительных успехов, а наши группировки на юге всё-таки несоизмеримы с российскими мощностями, если Путин захочет прорубить сухопутный "коридор" в Крым, то ему легче всего будет начинать наступление именно с полуострова.
Россия в Крыму всячески наращивает своё присутствие. Ведь туда переброшены и новейшие истребители и бомбардировщики. А для чего? Чтобы подавлять украинскую систему ПВО. Но с другой стороны, у России сегодня нет даже тех технологий, которые были у Советского Союза, позволяющих осуществлять большие десантные операции. То есть ни морской, ни воздушный российский десант не может сегодня провести успешную операцию.
Поэтому главное, что сегодня необходимо сделать Украине — превратить перешеек в своеобразную "линию Маннергейма", которую Советский Союз в 1939 году ломал-ломал, но сломал об неё свои зубы. То есть нужно сделать невозможным пересечение границы российскими войсками через Чонгарский перешеек. Повторюсь, полноценной десантной операции Россия провести не может, потому если и пойдёт на Украину, то пойдёт только по суше.
Адмирал, бывший первый заместитель начальника Генерального штаба ВСУ
Сегодня мы наблюдаем милитаризацию Крыма, направленную на установление его доминирования в Азово-Черноморском регионе, то есть перераспределяются сферы влияния. При этом происходит наращивание оружия в регионе. В результате нарушается существовавший баланс военной и военно-морской силы, потому что баланс всегда зиждется на определённых потенциалах (непосредственных стран-лидеров или стран, которые договариваются о каких-то вещах, к примеру, в рамках Black Sea Harmony). В итоге, возникают геополитические и геостратегические риски, которые ввергают регион в нестабильное состояние, с точки зрения развития и социальных аспектов. Потому что всегда наращивание силы одной из сторон приводит к дисбалансу.
Говоря о характере наращивания силы, можно сказать, что в Крыму накапливается именно наступательное вооружение. Однако нужно еще анализировать, как оно может быть использовано.
В любом случае, хочу подчеркнуть, что происходящее сейчас — крайне опасно, в первую очередь, для самого Крыма. Потому что если происходит милитаризация полуострова, то о каком курортном сезоне или начале туристического отдыха можно говорить?
В данной ситуации международному сообществу и руководителям системы коллективной безопасности нужно принимать соответствующие решения. Потому что такой состав группировок, такие мощности и такое серьезное наращивание силы несет угрозу. А по некоторым параметрам, например, по составу этих группировок, по корабельному составу и другим, можно говорить о том, что в Крыму будут сосредоточены такие мощности, которые в чём-то будут превышать мощности Черноморского флота Советского Союза.
Украине необходимо создавать соответствующий сдерживающий потенциал, развивать свои военно-морские силы и мощности. Потому что всегда, когда есть дисбаланс в военных мощностях, сохраняется опасность того, что риски связанные с этим, будут активированы. Чтобы избежать этого, необходимо приложить и политические, и дипломатические, и экономические и военные усилия.
Украина в данной ситуации должна серьёзно повышать обороноспособность своих военно-морских сил. Это, на мой взгляд, должно стать одним из приоритетов деятельности Министерства обороны, Вооружённых Сил и государства в целом. Потому что именно ВМС являются инструментом сдерживания. У нас для этого есть все возможности, потому это совершенно реалистичная задача — в Украине для этого есть и ресурсы, и мощности для создания необходимых образцов техники. Напомню, что в советские времена основной состав Черноморского флота СССР был произведён и построен именно в Украине.
С другой стороны, нам также необходимо создавать новейшие системы, которые позволяли бы нам видеть то, что происходит у нас в ближней морской зоне, и противостоять этому.
Также необходимо углублять отношения со странами Альянса, повышать взаимосовместимость наших военно-морских сил. И, безусловно, в этом направлении должна работать экономическая стратегия. Мы должны дать нашим территориям возможность развиваться как можно интенсивнее, и использовать при этом наилучшие модели, которые существуют во Франции, Германии, Италии, Великобритании. Потому потенциал приморских территорий очень серьёзный, и он позволяет самым дешёвым способом осуществлять перевозки, их транзитный потенциал также велик, особенно это касается наших приморских территорий в Одесской области.
Так что сдерживание российской агрессии со стороны Крыма — это вопрос комплексных стратегий.
Директор информационно-консалтинговой компании
Сегодня военный потенциал Крыма существенно вырос, и он уже напоминает непотопляемый авианосец. Однако военная мощь, которая там сосредоточилась, угрожает не столько Украине, сколько европейским странам. В частности, речь идёт о наличии противокорабельных ракет и комплексов, способных достигать части Польши, и наличии аэродромов, где могут базироваться бомбардировщики Ту-22М3 с ядерным оснащением, которые могут покрывать значительную территорию и долетать даже до Британии без проблем.
Это то, чем сегодня Россия запугивает натовцев и европейцев, благодаря использованию достаточно эффективных наступательных вооружений. Раньше было заявлено о размещении комплекса "Искандер", который угрожает Польше. Фактически корабельными системами и комплексом "Искандер" "закрываются" две точки, которые чрезвычайно интересуют американцев — системы комплекса противоракетной обороны. Ракеты размещены в Польше, а радары — в Румынии, так что Крым закрывает Румынию, а "Искандеры" закрывают Польшу, то есть фактически они минимизируют и нивелируют преимущества противоракетной обороны американской стороны.
В целом, увеличение военной мощи Крыма влияет и на нашу безопасность, учитывая возможности Черноморского флота, "накачку" морской пехотой, наличие десантных кораблей, проведение учений и т.д. Это, в принципе, совпадает с заявлениями о том, что они могут быть готовы к десантированию в зоне Мариуполя. Но на протяжении последних месяцев украинская сторона предпринимала меры для повышения защиты от десантирования в зоне Мариуполя. И теперь вопрос — в настойчивости, готовности и реальности тех планов, о которых говорят военные эксперты.
Чтобы обезопасить себя с крымского направления, Украина должна предпринять и уже предпринимает следующие меры: морское и прибрежное минирование, использование артиллерии и подготовка кораблей для контрдействий. На мой взгляд, артиллерия не пригодна для эффективного уничтожения морских целей — морские цели уничтожаются противокорабельными ракетами. Наша проблема в том, что у нас ограниченное количество этих ракет, а их применение будет более эффективным при наличии их в достаточном количестве. Мы также должны просить предоставить нам американские противокорабельные ракеты "Гарпун", которые можно поставить на побережье и, таким образом, существенно минимизировать все риски десантной операции с российской стороны. Если бы нам дали эти "Гарпуны", это было бы гораздо значительнее и эффективнее, чем мантра по поводу "Джавелинов".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред