Очередной "режим тишины": станет ли Пасха поводом для его соблюдения Россией и боевиками?

2 апреля 2017, 15:00обновлено 3 августа 2018, 01:24
1966
Возможно, сократится количество обстрелов противником, но вряд ли режим прекращения огня в целом будет соблюдаться, так как в планы России это не входит, считают эксперты.

Очередной "режим тишины": станет ли Пасха поводом для его соблюдения Россией и боевиками?

С 1 апреля на Донбассе начал действовать режим прекращения огня. Однако, как показывают сводки Штаба АТО, начал действовать он лишь формально, поскольку боевики состоянием на утро первого дня "режима тишины" десять раз из стрелкового оружия обстреливали украинские позиции. В свою очередь Вооруженные Силы Украины строго соблюдают перемирие, заверили в Штабе.

Как сообщалось ранее, президент Украины Петр Порошенко дал распоряжение придерживаться режима прекращения огня. "По моему поручению наша делегация в Минске предложила объявить перед Пасхой прекращение огня. К сожалению, у нас нет большого оптимизма, что та сторона будет соблюдать достигнутые договоренности, но жизнь и здоровье каждого украинского воина является самой большой ценностью", — отметил Порошенко.

видео дня

Министр обороны Украины Степан Полторак в свою очередь незадолго до начала "режима тишины" заявил, что соблюдение перемирия, в первую очередь, зависит от России и подконтрольных ей боевиков "ДНР" и "ЛНР". При этом он заверил, что если, несмотря на объявленный режим прекращения огня, обстрелы украинских позиций противником продолжатся, украинской стороной будут предприниматься соответствующие адекватные ответные шаги, чтобы не допустить захвата украинских территорий или угроз жизням украинских военнослужащих.

Стоит вспомнить, что нынешний "режим тишины", объявленный на Донбассе, далеко не первый. Все попытки установить перемирие и прекратить огонь не увенчивались успехом, а если и удавалось добиться прекращения обстрелов, то лишь на короткое время, после чего боевики поливали огнем украинские позиции с прежней силой. Потому и возникает вопрос, есть ли основания надеяться, что в этот раз будет иначе, и что "режим тишины" будет соблюдаться сторонами конфликта. С этим вопросом "Главред" обратился к военным экспертам, которые поделились своими прогнозами на этот счет, а также попытались объяснить, почему этот пункт Минских договоренностей оказывается столь сложным для выполнения, почему режимы прекращения огня каждый раз срываются.

Николай Маломуж

Бывший глава Службы внешней разведки Украины, генерал армии Украины

Николай Маломуж:

Думаю, что с 1 апреля количество обстрелов частично сократится. На краткий период возможно даже прекращение боев с единичными дестабилизирующими факторами.

Однако Россия предусматривает и в дальнейшем продолжать реализовывать сценарий ведения войны. Можно даже не сомневаться, что, нарушая режим прекращения огня, противник будет продолжать сыпать обвинения в адрес украинской стороны — что, мол, украинские патриотические формирования, которые вошли в состав Вооруженных Сил и Нацгвардию, не соблюдают "режим тишины". То есть Россия будет действовать в формате провокаций: стрелять будет противник, обвиняя при этом украинских военнослужащих в нарушении договоренности о прекращении огня, несмотря даже на указания президента Украины. Это будет делаться с целью дискредитации украинского президента, наших Вооруженных Сил и украинского государства в целом.

Повторюсь, что затишье на фронте может установиться лишь на очень короткий период в связи с Пасхой. А затем снова продолжит реализовываться сценарий давления на Украину. А давить Россия будет угрозой постоянной дестабилизации ситуации, постоянных жертв, а, возможно, и угрозой расширения масштабов конфликта.

Таким образом, Россия будет принуждать Украину выполнять Минские соглашения, но по российскому сценарию: либо законсервировать конфликт, добившись соответствующего статуса оккупированных территорий, либо продавить изменения в Конституцию. Если же в этих направлениях движения не будет, Россия будет и дальше дестабилизировать ситуацию на линии разграничения, ведя при этом мощные информационные кампании против Украины, которая якобы не выполняет взятые на себя обязательства.

Если так пойдет дело, то конфликт на Донбассе будет затягиваться. И так будет до тех пор, пока переговорный процесс не выйдет за рамки "нормандского формата" и пока к нему не будут привлечены другие влиятельные международные игроки — США, Европа, участники "Большой двадцатки", чтобы решать и глобальные мировые проблемы, и украинские вопросы, связанные с Донбассом и Крымом.

Александр Скипальский

Генерал-лейтенант, экс-заместитель главы СБУ

Александр Скипальский:

Наверняка, никакого соблюдения "режима тишины" с 1 апреля не будет, поскольку никаких кульминационных перемен в поведении Путина относительно противостояния на Донбассе не произошло. Потому эта договоренность о прекращении огня — лишь дипломатические колебания.

Если бы, например, за последнее время прозвучало серьезное заявление кого-то из влиятельных западных игроков, тех же США, тогда были бы основания надеяться, что в этот раз "режим тишины" будет хоть немного соблюдаться. А так, нет причин ожидать такого развития событий. Прозвучала, разве что, высказанная американцами мысль о том, что США должны участвовать в "нормандском формате".

Так что, поскольку никаких кардинальных перемен не случилось, не стоит ожидать реального прекращения огня. Даже в связи с Пасхой и поминальными днями.

В связи с этим отмечу, что "моральность" российского православия известна всему миру. Если бы представители российской церкви были по-настоящему верующими, они бы не позволили убивать людей что с одной, что с другой стороны, не согласились бы просто наблюдать за смертями верующих, которых они называют своей паствой. Если бы московская церковь хотела прекратить войну и кровопролитие, в том числе и Московский патриархат в Украине, если бы Онуфрий был патриотом Украины в душе, они бы заявили: либо вы прекращаете агрессию, либо мы разрываем с вами какие-либо церковные связи. В этом случае УПЦ МП стала бы действительно настоящей украинской церковью. Тогда бы эта война закончилась бы за два дня. Но этого нет.

Потому верить российской церкви, а, соответственно, и надеяться, что в связи с Пасхой прекратятся обстрелы, могут только наивные люди.

Перемирия все время срываются по той причине, что Россия попросту не заинтересована в прекращении огня. Она заинтересована в дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине, разрушении украинской экономики и поддержании внутренней напряженности в нашей стране. Россия не отказалась от своей цели — помешать Украине стать европейской страной, независимой от России. Именно такими мотивами, руководствуется Москва.

Вячеслав Кредисов

Экс-заместитель министра обороны Украины

Вячеслав Кредисов:

Сложно сказать, как будет соблюдаться договоренность о прекращении огня с 1 апреля. Но, в любом случае, война — это последний механизм, до которого может быть использовано множество других. Потому любой формат, при котором можно добиться прекращения огня, имеет право на существование, потому что это — жизни наших военнослужащих, наших граждан. Потому я убежден, что о "режимах тишины" договариваться можно и нужно. И я точно убежден, что должна быть именно политическая договоренность о прекращении огня.

Украинская сторона при этом должна искать любые механизмы влияния на противника, на агрессора, чтобы он тоже садился за стол переговоров, а не решал свои вопросы и разговаривал с нами, глядя через прицел.

Потому договоренность о прекращении огня нужна, но как она будет выполняться в этот раз — большой вопрос.

Почему "режимы тишины" на Донбассе постоянно срываются? Потому что у сторон просто нет желания по-настоящему договариваться. Каждая из них пытается показать свое безусловное преимущество в чем-то. У Украины крайне агрессивный сосед, у которого щедро финансируется министерство обороны и вооруженные силы, потому он пытается продемонстрировать, что может добиться своих целей силой. Вот с этой позиции Россия все время и говорит с нами и другими странами.

В свою очередь Украина, на мой взгляд, сейчас ведет себя абсолютно правильно. Потому что необходимо идти на договоренности, необходимо пытаться их соблюдать. Но к этому не готов наш противник. Россия решила силой "придавить" Украину. Но вряд ли ей это удастся — украинцев не задавишь.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять