Условия для снятия санкций с России: очевидные, но недостаточные

4 июня 2016, 08:32обновлено 3 августа 2018, 01:19
2864
Эксперты прокомментировали названные министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным условия, необходимые для снятия санкций с РФ.

 / lratvakan.com

Отмена санкций Запада, введенных против России за агрессию в Украине, возможна при следующих условиях: выведении российских войск с Донбасса, возвращение контроля над границей, введение международной вооруженной полицейской миссии на Донбасс и проведение выборов. Об этом глава украинского МИДа Павел Климкин заявил в интервью немецком изданию Tagesspiegel.

"Если граница будет под контролем ОБСЕ, российские войска и вооружение будут выведены, если у нас будет международная полицейская миссия на Донбассе, и там проведут настоящие выборы, то мы сможем говорить об отмене санкций. Но нельзя просто сказать: мы можем начать с выборов, а потом снять с санкций. Ни в коем случае. За последние дни 15 человек были убиты на Донбассе, более 20 ранены. Ситуация в сфере безопасности ухудшилась", — отметил Климкин.

видео дня

Напомним также, что ранее министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что санкционное давление на Россию может быть ослаблено в случае выполнения Москвой обязательств в рамках Минских договоренностей. "Действия по принципу "все или ничего" до сих пор не приблизили к имплементации Минских договоренностей. Надо установить стимулы для обеих сторон и при существенном прогрессе должно быть возможным постепенное уменьшение санкционного инструментария", — отметил Штайнмайер.

В свою очередь Климкин заверил, что высказывание немецких дипломатов о возможном поэтапном снятии санкций он не рассматривает как изменение позиции немецкого правительства. "Если Минские соглашения будут реализованы, будут сняты санкции. Если нет — на их отмену нет никаких шансов", — отметил он.

Эксперты рассказали "Главреду", являются ли озвученные Павлом Климкиным очевидные и неоспоримые условия для снятия санкций с России достаточными, или следует добавить еще какие-то пункты, а также рассказали, какие условия с большей вероятностью могут быть выполнены Россией.

Алексей Гарань

Директор Школы политической аналитики Национального университета "Киево-Могилянская академия", профессор политологии, научный директор Фонда "Демократические инициативы"

Алексей Гарань:

Условия для снятия санкций с России, озвученные Климкиным, — это расшифровка написанного в Минских соглашениях. Ведь Европейский Союз привязал вопрос сохранения санкций к выполнению Минских соглашений. Так что Климкин расшифровывает этот документ и добавляет некоторые моменты, которые не были прописаны в нем, но которые отражают позицию украинской стороны. Речь идет о контроле ОБСЕ над границей и введении полицейской миссии на Донбасс. Думаю, что эта позиция правильна. Ведь украинская сторона выдвигает вполне логичные дополнительные требования: прежде чем говорить о выборах, давайте сначала обеспечим безопасность в регионе.

Хотел бы подчеркнуть, что сейчас речь идет только о тех санкциях, которые связаны с Минскими соглашениями и войной на Донбассе, и это никак не касается Крыма. Так что санкции, введенные против России за аннексию Крыма, будут сохраняться.

Все условия прописаны в Минских договоренностях (обмен пленными, перемирие, отведение вооружения и т.д.). От этих требований никто не отказывается.

Германия и Запад сейчас активно обсуждают вопрос о проведении выборов на Донбассе. Мы со своей стороны четко обозначили, что для этого необходимо сделать. Украина не против выборов, но до того она предлагает решить вполне конкретные задачи. В данный момент украинская позиция получила понимание и поддержку западных партнеров, потому что похоже на то, что санкции против России все-таки будут продлены еще на полгода.

Кроме того, Путин делает все наоборот: он предлагает сначала осуществить политическое урегулирование, выборы, а потом — обеспечить безопасность. Это полнейшее лицемерие. Ведь в Минских договоренностях закреплены четкие даты: прекращения огня должно было быть достигнуто в феврале прошлого года, затем — отведение тяжелого вооружения и обмен пленными по принципу "всех на всех". Все это должно было произойти до марта прошлого года. Путин же сейчас делает вид, что эта очередность нигде не прописана.

Совершенно очевидно, что Россия будет противиться выполнению озвученных Украиной условий. Но, к примеру, введение полицейской миссии на Донбасс (условие, которого нет в Минских договоренностях) предлагается Украиной для того, чтобы обеспечить безопасность и контроль над границей. Вопрос в том, какой будет эта миссия, какой будет мандат, где она будет расположена и т.д. Безусловно, Россия не заинтересована в том, чтобы ОБСЕ осуществляла контроль над границей, чтобы были выведены ее войска с Донбасса (ведь официальная российская позиция — "наших войск там нет"). Вокруг всего этого будет идти дипломатическая борьба.

Отсутствие безопасности на Донбассе, постоянные провокации со стороны России, обстрелы украинских частей — все это в действительности сработало в пользу Украины. Так все увидели, для всех стало очевидно, что именно Россия нарушает договоренности. Сейчас Путин бесится, поскольку понимает, что санкции в очередной раз будут продлены, — мол, "раз вы так, значит, мы будем наращивать напряженность в регионе". Кстати, нечто подобное было и в конце предыдущего периода, когда принималось решение о продлении санкций. Тогда в конце осени и начале декабря Россия также провоцировала эскалацию конфликта, давила и запугивала, но это сработало на то, что было принято решение о продлении санкций.

Сергей Толстов

Директор Института политического анализа и международных исследований

Сергей Толстов:

У нас говорят о необходимости выведения российских войск. Но если брать сообщения украинской военной разведки, то на Донбассе в разное время было то 9 тысяч, то 7 тысяч, и Марчук (экс-глава Минбороны, экс-глава СБУ, экс-премьер, экс-секретарь СНБО Украины и член переговорной группы по Донбассу Евгений Марчук — Ред. ) вообще говорил о 3,5 тысячах личного состава российских войск. Прежде всего, на Донбассе есть российская техника, есть два "армейских корпуса". Если эти корпусы будут оставаться на месте, конфликт все равно не будет урегулирован. Тем более, предполагаю, что выборы там выиграют сепаратисты.

Я бы расценил эти слова Климкина как сигнал: европейцы уже подходят к решению о том, что основной пакет санкций против России будет отменен. Поэтому перед Киевом сейчас стоит задача сохранить лицо и минимизировать международно-политические потери. Нет сомнений в том, что и США, и ЕС в целом готовы уменьшить внимание к вопросу Донбасса и почти смирились с тем, что в Восточной Европе будет еще один локальный конфликт вроде Абхазии, Приднестровья и Карабаха. Это кардинально изменит статус и роль Украины, но не изменит европейскую модель отношений. Когда Столтенберг (генсек НАТО Йенс Столтенберг. — Ред.) говорит о том, что страны НАТО не чувствуют угрозы со стороны России, он говорит это искренне. Сейчас в Эстонию, Латвию и Литву перебросят контингент НАТО, и тогда любая попытка агрессии будет значить конфликт между НАТО и Россией. Что касается Украины, то Запад настраивается так, что нерешенные проблемы тут останутся.

Это заявление Климкина — это попытка получить максимально возможное количество плюсов от западного сообщества до того, как будут сняты санкции с России. Это фактически самоустранение США и Европы от активной позиции по этим вопросам и попытка Киева получить хоть что-то. То есть сейчас Климкин озвучивает тот минимум требований, который позволит Киеву сохранить лицо, получить хотя бы что-то, чтобы эта проблема не осталась абсолютно нерешенной. Для Киева достижением было бы добиться хотя бы полного прекращения огня, плюс — введение иностранного контингента, поскольку иначе огонь не будет прекращен. А что касается выборов и контроля над границей, это уже "потусторонние вещи".

Если говорить о том, на выполнение каких условий Россия может пойти, то это прекращение огня и размещение на Донбассе какого-то иностранного контингента. Достаточно, чтобы туда зашли американские войска, хотя бы один батальон. Если россияне и боевики начнут стрелять и убивать их, то можно будет услышать те же крики, что были после истории с малазийским "Боингом".

Константин Матвиенко

Руководитель корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"

Константин Матвиенко:

Санкции с России не могут быть сняты до полного восстановления территориальной целостности. Ведь остается вопрос Крыма!

Нельзя вести речь о снятии ограничений с России без полного восстановления территориальной целостности Украины. Российские войска должны покинуть не только Донбасс, но и Крым, вернув полуостров под суверенитет Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять