Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон хочет оттянуть процесс официального выхода страны из Евросоюза, за который британцы высказались на референдуме 23 июня, чтобы снять с себя ответственность за шаг, который будет отрицательно воспринят британским обществом.
Об этом политический аналитик, бывший народный депутат Тарас Чорновил рассказал в комментарии "Главреду".
"Как сказал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, выход Британии из Евросоюза — "это не дружеский развод, да и сами отношения не были любовным романом". Между Британией и другими странами-членами ЕС всегда были натянутые отношения, при этом она всегда отстаивала свои особые права, свою особую идентичность. Так, Британия не была членом ни еврозоны, ни Шенгенской зоны, у нее всегда было множество претензий к бюджетной и финансовой политике Европейского Союза, а также к европейскому законодательству (Британия отказывалась его принимать, требовала введения дополнительных особых условий) и так далее", — напомнил эксперт.
По его словам, для Евросоюза это всегда создавало проблемы, а особенно — для Франции и Германии, которые стремятся завершить процесс превращения Евросоюза из союза отдельных государств в сверхдержаву: "Она сохраняется как объединение со всеми атрибутами независимых государств, с правом выхода, но она должна взять на себя и ряд функций, которые сегодня выполняют отдельные государства, в полное распоряжение центрального управления, по сути, создав надгосударственную структуру. Те страны, которые объединились в Евросоюз, были к этому готовы. Но Великобритания всегда была категорическим противником такой позиции. Это противостояние, плюс то, что Британия блокировала ряд серьезных и важных для Евросоюза инициатив, вызывали постоянное чувство недовольства и понимания, что не открывается "окно возможностей", на которое многие рассчитывали".
"Для Британии это тоже была не слишком приятная ситуация, потому что она понимала, что мешает планам других государств, что к ней постоянные претензии, плюс ей приходилось отказываться от собственной идентичности. Это, в свою очередь, вызывало протесты в самой Британии. Даже те, кто проголосовал против Brexit, в свое время точно так же выступали против целого ряда предложений и инициатив, которые рассматривались в Евросоюзе. Так что нет однозначного мнения в некоторых частях Британии, например, в Шотландии и в Лондоне, где доминировали противники выхода Британии из ЕС", — говорит политаналитик.
"На этом фоне внезапный Brexit сначала восприняли как катастрофу, а потом — как открытие "окна возможностей". Ну, никак не складывались отношения в пределах одного объединения — Британии в Евросоюзе. Намного лучше могут сложиться отношения Британии и Евросоюза по отдельности. Однако нужно выработать условия сосуществования, чтобы не было такой ситуации, как сейчас, когда, по сути, Британия одной ногой уже за пределами Евросоюза, но формально ее голос обязателен при принятии всех решений, ее делегация — полноправный участник Европарламента. Сейчас Британия в подвешенном состоянии, когда страна уже психологически вышла из объединения, но два года еще может оставаться полноправным членом ЕС, по сути, не имея желания быть его частью. Это как при разводе, когда уже случился самый большой скандал, когда "побиты все горшки", а вам, как в советские времена, дают еще трехмесячный срок на примирение, после чего будет рассматриваться вопрос о разводе, а пока вы вынуждены дальше жить в одной квартире, все делить и иметь все прежние обязательства. Это сложно. Если уже есть позиция о выходе, то нужно этот процесс заканчивать", — уверен эксперт.
"Позиция Британии до конца не понятна. Хотя это позиция не столько Британии, сколько г-на Кэмерона. Он стремится оттянуть процесс официального выхода страны из ЕС, чтобы снять с себя ответственность за тот шаг, который вскоре будет не очень хорошо восприниматься британским обществом. Сейчас у большинства британцев приподнятое настроение, но спустя два-три года, когда все негативные последствия выйдут наружу, Кэмерон хочет иметь возможность встать и сказать, что он об этом предупреждал, предостерегал и рассказывал. Кэмерон не хочет, чтобы непосредственно на него легла ответственность за процедуру выхода Британии из Европейского Союза. Потому он максимально откладывает запуск этой процедуры до октября, до момента, когда состоится съезд правящей партии Британии, а он покинет свою должность", — говорит экс-нардеп.
"Безусловно, в ЕС не хотят такого затягивания ситуации. Поэтому европейцы требуют быстрого выяснения отношений, быстрой процедуры "развода". Но так не получится. Процедура начнется если не в сентябре, то в октябре, и она будет очень долгой и продолжительной, поскольку понадобится распределение всех полномочий, всех функций и общих активов. Это затянется если не на два года, то на год, начиная с сентября", — предположил политаналитик.
"Европарламент станет участником этой процедуры только после того, как будет подана заявка Британии на выход из ЕС — именно британским правительством, а не народом на референдуме, поскольку именно правительство является субъектом подачи. Затем Еврокомиссия подготовит и внесет в Европарламент решение о создании соответствующей комиссии, которая должна будет создать соглашение между ЕС и Британией о выходе Британии из ЕС", — объяснил эксперт.
Он также отметил, что когда Британия окончательно покинет ЕС, у Франции и Германии откроется "окно возможностей" для создания более централизованной и сильной структуры европейского объединения.
"У Евросоюза накопилась некоторая усталость от Британии, и это очевидно. "Британия покидает ЕС, ну и Бог с ней", — такое настроение сейчас действительно наблюдается у стран ЕС. И Евросоюзу нужно ускорять процедуру расставания с Британией, потому что у него есть свои планы. Теряя Великобританию, Евросоюз получает "окно возможностей" в плане возрастания централизации, а для европейцев это крайне важно", — резюмировал Тарас Чорновил.
Напомним, дипломат Богдан Яременко в комментарии "Главреду" рассказал, почему Евросоюз торопит Британию совершить Brexit.
Больше мнений экспертов читайте на "Главреде": Евросоюз обиделся, или Почему ЕС торопит Британию с оформлением "развода"?
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред