Объединение Автокефальной церкви и Киевского патриархата: уникальный шанс или назревшая необходимость

15 апреля 2015, 16:07обновлено 3 августа 2018, 01:12
4178
Религиоведы рассказали, станет ли объединение Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви первым шагом на пути к созданию единой поместной православной церкви в Украине.

 / пресс-служба ГАИ

Представители Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) готовы начать диалог об объединении, которое может стать фундаментом к последующему созданию Единой поместной православной церкви в стране. Накануне Пасхи местоблюститель УАПЦ, митрополит Макарий заявил о готовности к объединению церквей, ведь он понимает, что это необходимо Украине. При этом он подчеркнул, что афтокефалы не будут претендовать на руководство и готовы снять условия, которые выдвигались ранее, и по которым стороны не могли прийти к консенсусу.

"Условия есть. Условия будут возникать. Разные условия. Я не претендую и не буду претендовать на руководство. Я готов уступить. Готов чем-то большим уступить", — сказал митрополит УАПЦ.

видео дня

В ответ на такое заявление автокефалов предстоятель УПЦ КП, патриарх Филарет заявил: "Если они серьёзно хотят объединяться, давайте объединяться, начинать диалог, предметно говорить об объединении. А не просто говорить ради самого объединения, а объединения до сих пор нет. Поэтому мы ждём их".

Опрошенные "Главредом" эксперты подчёркивают, что объединение православных церквей действительно важно для Украины, тем более в условиях войны, и отмечают, что сегодня очевидны позитивные подвижки в этом процессе. Однако они призывают не торопиться с оптимистичными выводами, поскольку, по их оценкам, процесс объединения УАПЦ и УПЦ КП будет небыстрым и сложным. Религиоведы рассказали, какова на данный момент вероятность объединения этих двух частей православия, каково значение данного шага, в чём заключаются основные разногласия между церквями, а также как может повести себя УПЦ Московского патриархата в случае реализации оптимистичного сценария и слияния УПЦ КП и УАПЦ.

Андрей Юраш

РелигиоведАндрейЮраш:

Объединение православных церквей стоит на повестке дня уже второе десятилетие. Существование двух церквей с одним статусом (УПЦ КП и УАПЦ, — Авт.) — автокефалия, с одними политическими, идеологическими и экклезиологическими ориентациями является неестественным состоянием вещей. Украине нужна объединённая церковь. И, как показывают многочисленные социологические исследования, украинское общество давно ждёт создания объединённого киевоцентрического украинского православия.

Сомневаюсь, что можно найти модели, которые бы объединили абсолютно все православные юрисдикции, всех православных верующих и всех православных священнослужителей в Украине. Это сложно, потому что нет абсолютного единства: остаются и откровенно ориентированные на сохранение канонических связей с Московским патриархатом и не видящие перспектив без единства с Москвой, а есть те, кто видят украинское православие самостоятельной структурой, признанной Константинополем. Потому разделение во втором лагере является нелогичным.

Объединение украинского православия является частью национальных интересов Украины. Это необходимо для нашего государства: так оно будет более сильным и сможет отвечать адекватно на запросы, существующие в обществе. Социология показывает (недавно появились результаты исследований "Социса" и Фонда демократических инициатив), что количество тех, кто ассоциирует себя с киевоцентрическим православием, намного больше количества тех, кто видит себя в рамках российского православия.

Так что государство, если оно хочет стабильного общественного развития, должно приложить все усилия, чтобы привести ситуацию в религиозном сегменте к тому, как его видят граждане. В этом — функция государства. Те, кто будут противиться объединению, будут не только отражать позицию меньшинства и будут вне идеологического контекста абсолютного большинства, но и будут идти против национальных интересов. Потому что понятно, что объединение киевоцентрического православия — на пользу украинскому православию и проукраинским силам. А, кроме того, опосредованно это приведёт к ослаблению позиций Московского патриархата.

Подчеркну, то, что я говорил выше, касается именно объединения Киевского патриархата и Автокефальной церкви. Насколько это объединение реалистично? Думаю, что сейчас — уникальный период, и, наверное, объединение ещё никогда не было столь близко. После смерти предстоятеля Автокефальная церковь пребывает на перепутье, она должна решить, каким путём идти дальше. Просто быть альтернативой (непонятно, по каким причинам) Киевскому патриархату — вряд ли будет выгодным для неё и вряд ли принесёт ей какие-то дивиденды. Традиционная модель, на которую якобы опиралась УАПЦ на протяжении 15-20 лет в поиске признания и самодостаточности посредством объединения с украинскими православными структурами за границей, чтобы благодаря им получить признание Константинополя, сейчас стала совершенно нереалистична. В этом контексте УАПЦ обречена на поиск единства. Думаю, что если сейчас объединение не произойдёт, то от этого пострадает не Киевский патриархат, а сама Автокефальная церковь, потому что общество уже давно дозрело до этих объединительных процессов, и оно не простит церковным деятелям потерянного шанса.

Юрий Решетников

Бывший глава Госкомнацрелигий, кандидат философских наук

Юрий Решетников:

Объединение — всегда лучше разделения. По многим причинам объединение УПЦ КП и УАПЦ было бы целесообразным. Вместе с тем, не думаю, что это будет столь простой процесс, даже учитывая нынешнюю благоприятную ситуацию. В значительной степени это будет зависеть от священноначалия УАПЦ и решения, которое оно примет на своём соборе.

Фактически УПЦ КП призвала к объединению УАПЦ. Но, учитывая историю межправославных отношений в Украине, это будет нелегко. Хотя, безусловно, мы наблюдаем положительные тенденции. Потому вполне возможно, что в перспективе это произойдёт. Объединение Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви было бы существенным шагом на пути к созданию единой поместной украинской православной церкви.

Почивший владыка УАПЦ Мефодий, как и митрополит Макарий, говорил, что не будет претендовать на лидерство и управление. Думаю, тут вопрос не в том, кто на что претендует, а в том, что между церквями есть определённая история отношений, причём отношений, прямо скажем, непростых. Потому если говорить об объединении, то многим участникам этого процесса на обычном человеческом уровне придётся забыть свою определённую историю, а это всегда непросто.

Между УПЦ КП и УАПЦ нет каких-либо догматических разногласий или разницы в геополитических позициях. Эти церкви православно тождественны и идентичны в своей проукраинской позиции. Вместе с тем, остаётся человеческий фактор — именно тут могут быть камни преткновения для успешной реализации этого объединения.

Что касается вовлечения в этот процесс и УПЦ МП, я занимаю более сдержанную позицию. События начала 2009 года — архиерейский совет перед поездкой делегации УПЦ на Собор, на котором был избран патриархом Кирилл, показали нам, что единства относительно автокефалии внутри Украинской православной церкви нет. В наилучшем случае мы можем говорить о 50/50. При таких условиях рассчитывать на то, что УПЦ будет принимать решения относительно объединения, просто несерьёзно.

Людмила Филипович

Доктор философских наук, профессор, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии им. Г.Сковороды НАН Украины, вице-президент Украинской ассоциации религиоведов, исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы

Людмила Филиппович:

Это нормально, когда исторически разделённые церкви стремятся объединиться. Между УПЦ КП и УАПЦ нет догматических и обрядовых разногласий. С первых лет независимости Украины говорилось о том, что должна быть Единая поместная церковь. Речь идёт об объединении православных церквей. Хотя были и другие проекты, которые должны были объединить католиков и православных, протестантов и православных и т.д. Сегодня самое большее зло в духовной жизни Украины — именно разрозненность православных.

Заявление митрополита Макария — очень обнадёживающее. Понятно, что любой сознательный человек стремится к объединению православных церквей. А что касается вероятности такого объединения, то она достаточно высока. Но на пути практического воплощения этой идеи и Киевский патриархат, и Автокефальную церковь ждёт тяжкий труд. Уже много лет церкви не стремились друг к другу, а всё время разбегались в стороны. Это происходило по разным причинам. Часто это связывают с личностями тех, кто возглавлял церкви — они, как правило, были непримиримы между собой.

Но сейчас — после Майдана и войны, которую ведёт против Украины Россия, — такое примирение является естественным, не время сейчас отделяться. Сейчас создаются условия, когда капелланы и верующие этих двух конфессий плечом к плечу защищают независимость Украины. Это те церкви, которые яростно и последовательно выступили в защиту национальной целостности, национальной безопасности, государственных границ и т.д. Быть может, на уровне руководства церквей такое объединение абсолютно реально и возможно.

Однако на протяжении последних лет, и это нам подтверждают социологические исследования, почти не шла речь о создании поместной церкви. Каждый раз, когда делались какие-то шаги к объединению, церкви, к сожалению, всё больше и больше расходились. Исследования, проведенные полгода назад Фондом демократических инициатив, реакции украинского общества на перспективу создания поместной церкви показывают, что настроения — 50/50. То есть наше общество только наполовину готово к принятию такого решения. Хотя понятно, что не все будут влиять на принятие решения — это будут делать только церковные иерархи и миряне, которые соберутся на объединительный собор и будут голосовать за объединение и избрание единого патриарха. Нужно работать с людьми. И то, что сегодня так активно масс-медиа включились в обсуждение данной темы, подготовит общественное сознание к необходимости такого объединения. Я считаю, что это совершенно естественный и закономерный процесс. Речь идёт только о сроках выполнения и достижения того единства, которое мы ждём в течение стольких лет.

УПЦ МП переживает сейчас сложные времена — фактически внутренний раскол. С одной стороны, эта церковь присутствует на оккупированных территориях и поддерживает именно оккупантов и сепаратистов. Сложно ожидать там чего-то другого: когда люди ходят вооружёнными по улицам, заходят в храмы, молиться за единую Украину и её независимость для священнослужителей просто опасно. Церковь при всей своей духовной силе беспомощна, если нужно оказывать военное сопротивление тоталитарному режиму. Вспомните историю: во все времена, когда у власти находились деспоты и тираны, прежде всего, страдала церковь.

Хотя, конечно, церковь могла бы занять нейтральную позицию… Но нам из Киева легко рассуждать. А если вооружённые люди заходят в храм и требуют освятить оружие, вряд ли какой-нибудь священник сможет что-то возразить.

С другой стороны, есть вторая часть УПЦ МП, которая формируется на наших глазах, — патриотическая часть. Тут может быть много сценариев, но я думаю, что УПЦ МП не хочет раскола, не хочет, чтобы отпала та или иная часть от неё, потому, скорее всего, она займёт молчаливую позицию, которой она придерживалась и до сих пор. Мы до сих пор ничего не услышали со стороны официоза этой церкви относительно поддержки совершенно естественных стремлений украинцев жить в нормальном обществе, а не при преступной власти. Также она не осудила ни агрессию России, ни аннексию Крыма. Церковь решила, что она молитвами, своим пассивным присутствием в обществе сможет достичь мира, о котором она говорит и молится.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять