Украинская химия Кремля, или Как Путин через украинских олигархов скупал предприятия химотрасли

8 декабря 2014, 15:26обновлено 3 августа 2018, 01:10
3538
Фирташ был одним из ближайших соратников Януковича и активным участником преступных схем.

Владимир Путин

После краха режима Виктора Януковича, бывший президент Украины вместе со своей командой скрылся от преследования в России. Но какую цену украинская экономика заплатила за такое гостеприимство Кремля? Ответ на этот вопрос вполне может знать арестованный в Вене украинский олигарх Дмитрий Фирташ. Он был не только одним из ближайших соратников беглого президента Украины, но и активным участником преступных схем, в результате которых под контроль Москвы переходили не просто стратегические украинские предприятия, но и целые секторы экономики.

Под колпаком Путина

видео дня

О тесных связях Фирташа с российской стороной свидетельствует хотя бы тот факт, что за последние четыре года "Газпром" продал украинскому олигарху более 20 млрд куб. м газа по цене значительно ниже рыночной. Естественно, такая сделка не могла быть реализована без личного разрешения президента России Владимира Путина. По подсчетам информагентства Reuters, убыток российского газового монополиста составил более трех миллиардов долларов.

При этом конечным бенефициаром сделки был сам президент России, а роль Фирташа была не более чем посреднической. Не удивительно, что как только ФБР принялась расследовать вышеописанную махинацию, от которой бюджет РФ получил прямой ущерб, и Фирташа арестовали в столице Австрии, залог за освобождение его из тюрьмы внес российский миллиардер Василий Анисимов, президент Федерации дзюдо РФ и близкий соратник российского лидера.

Но газ был далеко не единственной сферой украинской экономики, в которой беглый олигарх играл на руку Кремлю. Масштабная адресная приватизация эпохи Януковича, когда за копейки с молотка ушли многие прибыльные государственные предприятия, конечно, не обошлась без Фирташа и его кремлевских протеже.

Так, холдинг Фирташа Ostchem Group был зарегистрирован на Кипре спустя несколько месяцев после прихода Януковича к власти. И сразу же получил серьезное финансирование от российской стороны. Спустя лишь месяц после регистрации, "Газпромбанк", контролируемый бизнесменами из ближайшего окружения Путина, в частности Юрием Ковальчуком, открыл компании Фирташа кредитную линию в 815 млн долл. К марту 2011 года ее размер был увеличен до 11,15 млрд долл.

Российские кредиты и протекторат бывшего президента Украины позволили Фирташу в сжатые сроки сколотить химическую бизнес-империю. В сентябре 2010 года Ostchem купил 90-процентную долю завода производству удобрений "Стирол" (Горловка), позже были приобретены другие предприятия украинской химической и титановой отраслей - "Азот" (Ровно), "Азот" (Северодонецк), "Крымский титан". Государство на непрозрачных аукционах расставалось со стратегическими предприятиями за смехотворные суммы, и без лишних вопросов отдавало их на откуп Кремля.

В результате, Ostchem при Януковиче стал пятым по величине производителем удобрений в Европе. А после его бегства и аннексии Крыма Россией, с территории "крымского титана" начали запускать российские армейские беспилотники для разведки над территорией Украины.

Выгодное банкротство

Еще в 2010 году наряду с другими компаниями химической отрасли, Фирташ получил контроль и над крупнейшим производителем фосфатных удобрений в Украине - "Сумыхимпромом". Его ставленника - Игоря Лазаковича удалось усадить в кресло генерального директора компании. Его главной задачей которого была подготовка к переходу предприятия в частные руки за бесценок. Менее чем за два года "Сумыхимпром" был доведен до банкротства.

Прибыли выводились в офшоры, и предприятие обвешивалось долгами, большая часть которых сконцентрировалась у подконтрольных Фирташу компаний. Это, наряду с преступной халатностью отдельных чиновников и судей, впоследствии позволило олигарху получить полный контроль над компанией через комитет кредиторов, в состав которого вошли исключительно его бизнес-структуры. Контроль этот, к слову, сохраняется и до сих пор.

В 2012 году параллельно с оформлением процедуры банкротства и санации предприятия, началась его подготовка к приватизации. Как в первом, так и во втором случае не обошлось без непосредственного участия лиц и компаний аффилированных с Фирташем и его бизнес-партнером и тогдашним главой Администрации Президента Сергеем Левочкиным.

Торги "в одни ворота"

Первый миноритарный пакет акций (5%) должен был уйти с молотка еще в начале 2013 года. Площадкой для аукциона была избрана "Восточно-Европейская фондовая биржа", аффилированная с Фирташем. Однако ни на первом, ни на последующих аукционах акции компании-банкрота так и не были проданы ввиду отсутствия покупателей. Реальная же причина состояла в том, что Фирташ попросту договорился с руководством Фонда Госимущества, чтобы создать видимость отсутствия спроса на акции и таким образом обосновать передачу прав собственности за бесценок.

Более явно коррупционная составляющая приватизации "Сумыхимпрома" вскрылась уже при новой власти. 12 июня 2014 года на очередные торги проявившую интерес к аукциону инвестиционную компанию "Бизнес-Инвест" аффилированные с Фирташем "Восточно-Европейская фондовая биржа" и банк "Надра" пытались под разными предлогами попросту не допустить. В результате разгорелся скандал, и Фонд Госимущества снял акции "Сумыхимпрома" с торгов.

Как не видеть очевидного

Настораживает в этом плане бездеятельность украинской прокуратуры. Еще в конце 2012 года Государственная финансовая инспекция провела проверку деятельности "Сумыхимпрома" за 2010-2012 годы и прокуратура Сумской области по ее результатам начала уголовное производство по факту доведения предприятия до банкротства.

А в мае 2014 года прокуратурой Сумской области открыла уголовное производство в отношении должностных лиц предприятия по факту реализации ими другим юридическим лицам готовой продукции по ценам, ниже себестоимости. Сумма ущерба оценивается в 135 млн грн. Впоследствии эти дела были объединены в одно производство, как взаимосвязанные.

Но результатов пока нет никаких: дело не передано в суд, и ни одно должностное лицо, причастное к умышленному доведению до банкротства и продаже продукции по ценам ниже себестоимости, не привлечено к ответственности. Более того, у следствия даже нет подозреваемых в совершении этих преступлений. Иначе как преступным сговором с Фирташем и Левочкиным, бездействие органов прокуратуры объяснить сложно.

Генеральная прокуратура тоже не спешит принимать участие в привлечении виновных к ответственности и, невзирая на многочисленные заявления общественных организаций, уклоняется от того, чтобы взять контроль над делом в свои руки, играя тем самым на руку Фирташу и действуя вопреки государственным интересам.

Важность открытости

В то же время, законодательные сроки приватизации госпредприятия уже близки. Еще 29 мая 2014 года ФГИ своим приказом №1487 утвердил, что продажа первых миноритарных пакетов акций (5 и 2,242%) должна произойти до 31 декабря 2014 года. Оставшийся контрольный пакет (92,753%) должен быть продан до 28 февраля 2015 года.

При этом совершенно очевидно, что в нынешней ситуации, когда контроль над предприятием по-прежнему сохраняют менеджеры Фирташа Игорь Лазакович (его назначили управляющим санацией) и Роман Марченко (распорядитель имущества), а в комитете кредиторов представлены исключительно бизнес-структуры олигарха, ни о какой выгодной продаже "Сумыхимпрома" речи идти не может. Все вышеперечисленные лица и фирма будут продолжать всячески препятствовать прозрачной приватизации.

С другой стороны, если ситуация не сдвинется с мертвой точки - структуры олигарха, тесно связанные с Кремлем, продолжат управлять крупнейшим химическим предприятием страны, находящимся в государственной собственности.

Недавние приватизационные аукционы показывают, что даже в сложных политических и экономических условиях, Украина может выручить от продажи государственного имущества солидные суммы и пополнить таким образом опустевшую государственную казну. И речь идет не об адресной приватизации, а о прозрачных и открытых конкурсах. К примеру, в недавнем аукционе по продаже 25% акций "Закарпатьеоблэнерго" принимало участие шесть фирм, и в результате при стартовой цене в 62 млн грн пакет был продан за 255 млн грн.

Создание максимально конкурентных условий, где победителем становится тот, кто предлагает наивысшую цену, позволит продать и акции "Сумыхимпрома". Другой вопрос - сами торги должны происходить точно не на площадке Фирташа, с которой Фонд Госимущества, невзирая на все нарушения, продолжает сотрудничать.

Если государство решило приватизировать крупнейшего производителя фосфатных удобрений, то приватизация должна пройти в интересах конечного бенефициара этой сделки, то есть Украины. И уж никак не в интересах Кремля, и лиц лоббирующих страну-агрессора. Иначе еще один ценный украинский актив рискует пополнить химический пасьянс Путина и стать очередным рычагом внешнего влияния на внутренние дела некогда дружественного государства.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять