Президент Петр Порошенко в ночь на 15 сентября в соцсетях сообщил радостную новость: Международный валютный фонд решил продолжить сотрудничество с Украиной и выделить ей очередной кредит.
"Решение Фонда открывает путь к выделению финансовой помощи со стороны США в объеме миллиард долларов и Евросоюза — макрофинансовой помощи в рамках дополнительных 600 миллионов евро, других международных финансовых организаций, и, что более важно, оно открывает окно возможностей для привлечения иностранных инвестиций в украинскую экономику", — написал Порошенко в Фейсбук.
При этом президент подчеркнул, что важно не столько получение денег МВФ, сколько сам факт возобновления сотрудничества с Фондом. "Но глобально в этой истории речь идет не о деньгах. Положительное решение МВФ свидетельствует о том, что мир признает — в Украине происходят реформы, в Украине происходят качественные и позитивные изменения и страна движется в правильном направлении", — отметил глава государства.
Следует отметить, что размер транша — около одного миллиарда долларов. В Нацбанке сообщили, что эти деньги будут направлены на увеличение золотовалютных резервов НБУ. Как и президент, заместитель председателя НБУ Олег Чурий подчеркнул, что положительно решение МВФ говорит о том, что в мире признают: Украина идет правильным путем.
"Это свидетельствует о поддержке программы реформ в Украине международной организацией и является сигналом как для отечественных, так и внешних инвесторов, что наша страна идет правильным путем к восстановлению устойчивого экономического роста", — отметил Чурий.
Вместе с тем, в Нацбанке ожидают, что этот транш будет не последним в 2016 году, и ближе к декабрю Украина получит от МВФ еще 1,3 миллиардов долларов.
Эксперты рассказали "Главреду", каково значение полученного кредита МВФ и самого факта продолжения сотрудничества Украины и Фонда, на что пойдут эти деньги, а также ощутят ли помощь стране простые украинцы.
[mediatype="picture" position="2"]Председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наукАндрей Новак:
Продолжение сотрудничества с МВФ стало результатом выполнения политического решения, которое, очевидно, было принято на саммите "Большой двадцатки", о продолжении поддержки Украины. А МВФ — это только один из инструментов такой поддержки. Именно поэтому возобновлено сотрудничество.
Для Украины важны не столько эти деньги Фонда, а сам факт возобновления сотрудничества, поскольку на МВФ ориентируются наши другие кредиторы и инвесторы. Украина является государством, на территории которого идут военные действия, потому у нее статус страны с повышенными рисками. И если бы с Украиной не работал МВФ, то с ней бы уже никто не работал.
Мы сразу увидели, что вслед за траншем МВФ поступают гарантии от правительства США, а также деньги от Европейской комиссии. Это свидетельствует о том, что другие кредиторы и инвесторы ждали именно момента возобновления сотрудничества между Украиной и Фондом.
В Украине, учитывая опыт двух предыдущих лет, не было прямой связи между поступлением траншей МВФ и, например, стабилизацией курса гривны. В 2014-2015 годах мы получали транши МВФ, причем даже иногда сдвоенные, то есть объемные, но девальвация гривны все равно продолжалась. Поэтому слова наших высших чиновников о том, что транш поможет стабилизировать курс гривны, еще ничего не значат: дай Бог, чтобы так произошло, но практика последних лет показывает, что такой связи не было.
Что может значить транш для украинцев? Можно ориентироваться на анонсы повышения социальных платежей некоторым категориям граждан (например, учителям и врачам). Это, по словам премьер-министра, появится в бюджете на следующий год. Насколько я понимаю, анонсы такого повышения начали озвучиваться именно тогда, когда стало понятно, что деньги МВФ поступят. Сейчас пришел один транш на 1 миллиард долларов, а до конца года Украина потенциально может ожидать и второй размером в 1,5 миллиарда долларов. Думаю, что именно на эти деньги рассчитывает украинское правительство, чтобы повысить некоторые социальные платежи.
[mediatype="picture" position="3"]Президент Центра антикризисных исследованийЯрослав Жалило:
Это действительно так: для Украины сегодня важен сам факт продолжения сотрудничества с МВФ, а не выделенные деньги. Ведь мы уже год жили без траншей Фонда, и ничего. И так могло быть и дальше.
Однако возобновление сотрудничества с МВФ — это, во-первых, позитивный сигнал о том, что Украина реализует взятые на себя обязательства по реформированию, которые закреплены в Меморандуме. Во-вторых, продолжение сотрудничества открывает возможности получения средств международной финансовой помощи, которые нужны для проведения реформ. В-третьих, все-таки этот факт влияет на позитивные ожидания субъектов, в частности субъектов валютного рынка, что может работать на пользу валютной стабильности, курсовой стабильности гривны.
К тому же, украинская политика так сформирована, что нам не удается реализовать необходимые преобразования, часто непопулярные, без какого-то внешнего контролера, которым мы можем или пугать, или оправдывать непопулярные действия. Поэтому важно, что наконец удалось осуществить ряд существенных изменений (скажем, ввести электронное декларирование) под страхом неполучения транша МВФ. Получается, что это — внешний мотиватор реформ, которые реально нужны Украине. Реально сегодня необходимо оздоровление государственных финансов, действенная антикоррупционная политика и так далее.
Каким образом получение кредита МВФ ощутят украинцы? Это двойной вопрос. С одной стороны, это окажет влияние на стабильность курса гривны, но исключительно из-за ожиданий. Не думаю, что НБУ, даже благодаря увеличению золотовалютных резервов на 1 миллиард долларов, будет сегодня тратить резервы на интервенцию на валютном рынке. Поскольку резервов все равно мало, НБУ не будет их тратить. Поэтому исключительно из-за положительных ожиданий субъектов рынка можно будет говорить о том, что курс стабилизируется, и девальвационный тренд, который мы наблюдаем две-три последние недели, сменится, то есть гривна начнет укрепляться.
[mediatype="picture" position="4"]Директор Института трансформации обществаОлег Соскин:
Это — не помощь МВФ, а очередной кредит под проценты, который придется отдавать. А поскольку по новой программе мы и так взяли у них очень много денег, и под проценты, то отдавать придется больше. Вообще, эта цифра скрывается, но за год в среднем набегает по 5%. Потому, в целом, Украина должна МВФ, как минимум, 10 миллиардов долларов. И вот на эту сумму набегает еще 5% в год. В результате выходит приличная сумма, которую отдавать будем мы все, украинцы, через налоги.
Поэтому речь не идет о помощи или каком-то человеческом отношении к Украине. Это просто жесткий капитализм. На нас просто наживаются благодаря некомпетентности нынешнего руководства страны (руководства и НБУ, и Кабмина, и президента).
На данный момент Украине не нужны кредиты МВФ. Она достаточно богата, чтобы создать такие условия для предпринимательства, которые бы обеспечили большой рост прибыли и позволили бы обходиться без кредитов.
Кредиты же нужны правящим кланам. Ведь если бы МВФ не дал денег, то нынешняя правящая верхушка не удержалась бы у власти — мы видели, как в последние дни падала гривна. Так что кредит МВФ — это деньги на осень и зиму. Сейчас заканчивается процесс сбора урожая, и самая мощная отрасль сельского хозяйства Украины прекратить давать доллары в таком объеме; и туристический сезон заканчивается, и деньги гастарбайтеров. Поэтому, конечно, властям нужны деньги МВФ.
Однако есть вопрос: когда мы брали первый кредит, курс был закреплен на уровне 1 доллар — 24 гривны, как гласит легенда; а сейчас по какому курсу — 26 или 27 гривен за доллар? Теперь, выходит, что гривен нужно будет отдать больше за этот миллиард долларов.
Нынешний транш Фонда — это просто подачка. На Западе, видимо, решили выделить деньги Украине, чтобы не смели́ нынешнюю украинскую власть. Этот миллиард ничего не решает — он лишь позволит выдержать сентябрь, октябрь и половину ноября. А потом начнутся те же проблемы, и снова Украина начнет у кого-то просить деньги.
Сейчас нам говорят, что деньги МВФ пойдут на укрепление гривны, но на самом деле это позволит создать лишь видимость укрепления гривны, не более.
Кроме того, власть не должна будет эти деньги тратить. У нее есть большая проблема: ей нужно этим миллиардом заменить те деньги, которые она скупила, когда взамен продавала гривну. В апреле-июле Нацбанк скупал доллары, продавая гривну. Сегодня Гонтаревой нужно будет продать этот доллар обратно, потому что гривна положена на депозиты, и сейчас, к осени, они начнут ее изымать. Ведь почему гривна начала падать? Потому что доллары не приходят в страну в таком объеме, как НБУ навыпускал гривну. Гонтаревой, чтобы удержать баланс, нужно во что бы то ни стало деньгами МВФ перекрыть тот отток долларов, который начнется где-то в ноябре. Будут изыматься доллары, а взамен Гонтарева будет давать гривны, эмиссию которых она осуществила. Они понимают, что если произойдет эта ситуация, а у них не будет "подушки", то все рухнет.
Группы у власти очень жадные, глупые и некомпетентные. Их жадность и привела к этой авантюре. Еще раньше я говорил, что нельзя было продавать гривну, что делалось, начиная с апреля. А лишняя гривна появилась потому, что огромной была прибыль 2015 года — 40 миллиардов гривен. Вместо того, чтобы их "стерилизовать", стабилизировать ситуацию, Гонтарева начала продавать ее на рынок за доллары, которые они же взяли где-то на Западе как кредиты. Но теперь нужно будет их возвращать. Они возвращают доллар, а гривну, которую купили и разместили в виде депозитов под 22% годовых и заработали на этом огромные суммы. А теперь, как всегда, украинцев считают дураками — выклянчили этот кредит МВФ, потому что якобы без него все рухнет.
Власть сейчас говорит, что для нас важны не деньги, а сам факт сотрудничества с МВФ. Акцент смещается, чтобы скрыть истинные намерения. Вот власть и врет. Порошенко обещал, что у нас будет безвизовый режим, но этого нет; он обещал освободить Крым и Донбасс, но этого тоже нет; он обещал молочные реки с кисельными берегами, но, наоборот, подняли цены, налоги, ограбили народ. Вот и сейчас лгут, когда говорится, что в мире признали, что в Украине есть реформы и успехи в их проведении. Да никто ничего не признал! В мире просто не знают, что делать с Украиной, и боятся, что война в Украине выплеснется и к их границам. Поэтому и дают миллиард. Чтобы мы простояли, пока пройдут выборы в США, пока устаканится ситуация в Европе. А дальше будет видно.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред