Уходящий год был одним из самых сложных в истории независимой Украины. Он начался с разрушения мифа о стабильности, насаждаемого правительством Азарова, а завершается появлением нового, в основе которого вера в способности реформаторов кабинета Яценюка не только обеспечить выживание страны, но и провести ее масштабную модернизацию.
Рулевые года – Кабмин. За год состав украинского правительства менялся дважды, но Арсению Яценюку удалось сохранить свое место во главе. Хотя "правительство камикадзе" не смогло добиться каких-либо заметных успехов за девять месяцев, это не помешало лидеру "Народного фронта" идти на парламентские выборы под лозунгом "Арсений Яценюк – лучший премьер". Во второй кабинет Яценюка перекочевали лишь самые верные его соратники, и за сохранение в правительстве каждого из них ему пришлось бороться, даже отставкой пригрозить. Впервые в составе Кабмина появились иностранцы, принявшие украинское гражданство для того, чтобы провести кардинальные реформы уже в своей стране. Хотя правительство реформаторов заручилось годовым иммунитетом, скорее всего, уже через несколько месяцев в нем будут замены. На данный момент никто не возьмется прогнозировать, когда экономика достигнет дна, поэтому гасить "социальные пожары" будут по старинке – принося в жертву отдельных министров.
Результат года – отрицательный. По предварительным подсчетам правительства, страна завершает год с минусовым балансом: падение ВВП – 7%, инфляция – 19%, а 20% доходов потеряно из-за оккупации российскими войсками части Донбасса, а убыток из-за аннексии Крымасоставляет триллион гривен. Но все же дефолта удалось избежать - по внешним обязательствам Украина рассчиталась, уплатив 14 млрд долл. кредиторам. В качестве единственного рецепта лечения экономики Яценюк предлагает шоковую терапию. Правда, если выводить страну из кризиса будут исключительно путем урезания социальных статей бюджета и усиления налогового давления, то замену претенденту на роль украинского Бельцеровича начнут искать очень быстро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Социальные итоги-2014: волонтерство, люстрация, миграция и атаки террористов
Контракт года – Соглашение об ассоциации с ЕС. Подписание Соглашения об ассоциации премьером, а позже и Президентом подтвердилоевропейский выбор Украины. Европарламент и Верховная Рада синхронно ратифицировали СА, и на данный момент документ прошел ратификацию в парламентах 12 стран ЕС из 28. Возможно, к концу следующего года подтянутся и остальные. Правда, вступление в силу экономической части соглашения – о зоне свободной торговли - все же было отложено на год не без давления со стороны России. С весны ЕС в одностороннем порядке открыл свои рынки для украинских товаров, но пока неизвестно, получила Украина от этого прогнозируемую западными экспертами выгоду в 500 млн евро или нет. Гораздо более пристально европейские партнеры следят за выполнением украинской властью обязательств по реализации реформ, которые она взяла на себя при подписании СА. Результаты их пока не радуют.
Дыра года – расходы на оборону. Аннексия Крыма и война на Донбассе нанесли серьезный удар по государственной казне, в которой и без того было негусто после "хозяйствования" Виктора Януковича и Ко. По подсчетам Арсения Петровича, на содержание Вооруженных Сил и Нацгвардии в 2014-м году было израсходовано 19 млрд грн. Едва вышедшей из майданного режима стране пришлось создавать с нуля Нацгвардию, срочно обновлять вооружение, закупать новую технику и обмундирование, переводить предприятия ВПК на круглосуточную работу. Защита от российской агрессии обходится ежедневно почти в 100 млн грн. А вклад волонтеров и вовсе не поддается исчислению, и вряд ли когда-либо будут названы хотя бы приблизительные данные. Бюджет следующего года на оборону рекордный – 83 млрд грн, но вопрос обеспечения эффективного контроля за их освоением все еще остается открытым.
Испытание года – газовая голодовка. Свое традиционное политическое оружие – газовую удавку – Россия применила летом.В середине июня "Газпром" закрутил вентиль, потребовав погасить долг на заоблачную сумму в свыше 5 млрд долл. и обратился для его взыскания в Стокгольмский арбитраж. "Нафтогаз" также подал иск в суд, требуя установить справедливую цену на газ. В ожидании рассмотрения дела в Стокгольме стороны несколько месяцев пытались договориться при посредничестве Евросоюза, которого перспектива остаться зимой без газа пугала не меньше, чем Украину. Компромисс был найден лишь в конце октября – долг перед "Газпромом" признан в размере 3,1 млрд долл. и к концу года был полностью погашен, в том числе за счет средств МВФ, а Украина договорилась о поставке недостающих для прохождения зимы 4 млрд кубометров газа по контрактной цене со 100-долларовой скидкой, но исключительно по предоплате. В декабре 1 млрд кубов был успешно куплен. Оснований праздновать победу на газовом фронте пока нет, заключенное перемирие может оказаться недолгим.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Итоги-2014: блестящие успехи и громкие провалы украинского спорта
Карман года – МВФ. Постмайданному правительству удалось оперативно наладить сотрудничество с МВФ, без денег которого Украину ожидал бы дефолт. Фонд утвердил кредитную программу для нашей страны на 17 млрд долл, из которых двумя траншами выдал уже 4,6 млрд. В обмен потребовал программу реформ, в числе которых повышение тарифов на газ для населения. Возобновление работы с МВФ позволило получить помощь и от других финансовых структур, в целом за год удалось привлечь 9 млрд. Благодаря этому были пополнены золотовалютные резервы, погашены долги и подлатаны бюджетные дыры. Правда, таскать деньги из этой тумбочки без отчета бесконечно не выходит. Получение третьего транша МВФ жестко увязали с необходимостью увидеть результаты реформ. Аргумент премьера "Деньги нам нужны на вчера" уже не проходит.
Пике года – падение курса гривны. За год национальная валюта потеряла в весе вдвое и уверенности в том, что ее обесценивание удастся остановить, нет ни у главы Нацбанка, ни у руководства правительства. В проект бюджета-2015 Кабмин заложил курс 17 гривен за доллар, но учитывая ситуацию на Донбассе и набирающий обороты экономический кризис, этот прогноз слишком оптимистичный. Улучшения ситуации ни по одному из этих направлений в ближайшее время ожидать не приходится – хозяин Кремля не собирается отзывать свои войска с востока Украины, а Запад готов помогать финансово только в обмен на реформы, которые уже несколько месяцев лишь искусно имитируются. И пока Валерия Гонтарева находит все новые объяснения падению гривны, среди которых уже не только война, паника на валютном рынке, но и обвал рубля, отдельные депутаты жаждут ее отставки. Не исключено, что дело спасения национальной валюты вскоре доверят другому банкиру.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Итоги-2014: самые громкие украинские ДТП
Маневры года – наступление на олигархов. С начала своего первого премьерства Яценюк призывал олигархов поделиться сверхприбылями. Летом ему удалось провести через Раду законопроект о повышении рентных платежей на нефть, газ и руду. Правда, в несколько меньшем размере, чем планировалось изначально, да и действовать повышенные ставки должны всего до конца этого года. Свой новый премьерский срок Арсений Петрович начал со знакомой песни – обещания повысить налоги на бизнес олигархов, в частности поднять ренту на те же нефть, газ, руду, и закрыть оффшорные дыры. Ренту, скорее всего, повысят, вернее, продлят действие нынешних ставок, а вот борьба с офшорами только начинается, поскольку денонсации соглашения с Кипром лишь Украиной недостаточно, а приняте очередного закона о транфертном ценообразовании, как показала практика, еще не гарантирует его успешного применения.
Недоступная заначка года – активы представителей прошлой власти. По подсчетам Генпрокуратуры, Виктор Янукович вывез из страны более 100 млрд долл., а вот оставшаяся в Украине сумма гораздо скромнее - на счетах компаний-нерезидентов, связанных с бывшим президентом, выявили и заблокировали всего лишь 1,3 млрд. Арестованы счета и имущество также других видных представителей команды Януковича. Вот только прогресс в возвращении этих денег в государственную казну пока не заметен, в то время как фигуранты уголовных дел активно используют старые связи, в частности в судах, для отмены наложенных арестов. У Сергея Арбузова даже почти получилось. Да и по возвращению вывезенных за рубеж активов работа не ведется, в то время как их собственники заваливают исками Европейский суд, требуя отменить введенные против них санкции.
Призрак года – санкции против России. Киев регулярно и настойчиво призывает Брюссель и Вашингтон наказать Россию экономическими санкциями, сетуя на недостаточную убедительность уже введенных. При этом сама Украина против агрессора подобных действий так и не предприняла. Закон о санкциях приняли лишь летом, а Яценюк лихо отрапортовал о наличии списка "приговоренных" из более 1 000 россиян и более двух сотен российских компаний. Этим все и ограничилось. Для введения в силу санкций необходимо утверждение "черного списка" СНБО и президентский указ, но списка до сих пор никто не видел, и непонятно, рассматривал ли его Совбез. Зато Россия не стесняется воевать против украинских экспортеров, равно как и постоянно шантажировать руководство страны введением дополнительных "защитных" мер после вступления в силу зоны свободной торговли Украины с ЕС.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред