Пенсионерка Екатерина Андреева стала одной из многочисленных заложниц банковского кризиса. В прошлом году она перевела свою пенсию в один из частных банков, а уже весной 2014-го столкнулась с проблемой получения своих начислений.
"Перевела пенсию из государственного банка в частный. Повелась на сервис. И вот тебе – ни сервиса, ни денег. В прежнем банке хотя бы пенсию можно было забрать", – сетует пенсионерка. Впрочем, после длинных очередей и переживаний, с огромной задержкой, свои деньги она все же забрала, но теперь пребывает в твердой убежденности – коммерческому банку впредь доверять нельзя. К слову, летом Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) принял решение ликвидировать финучреждение, в котором Андреева забирала свою пенсию.
На диете
Таких историй – сотни. На различных форумах украинцы вовсю делятся своим горем: кто-то не может снять депозит, кому-то приходится выстаивать длинные очереди, чтобы забрать перевод, некоторым приходится разбираться, почему деньги по счетам, которые были оплачены через определенный банк, не дошли до адресата, кто-то просто не смог снять свою законную зарплату, пенсию или социальное пособие...
Похожая ситуация в Украине возникла в кризисном 2009 году – у финучреждений произошел массовый отток депозитов, резко вырос процент проблемных кредитов, был дефицит валюты.
"Но если в конце 2009-го ситуация в банковском секторе начала немного выравниваться, то сейчас она только усугубляется, появился черный рынок валюты. Как долго затянется этот кризис – никто не знает", – говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
"Много лет регулятор – НБУ – вел лояльную и либеральную политику на рынке – зарегистрировать банк в Украине было легко. Это мог сделать бизнесмен средней руки, поэтому часто в Украине создавали финучреждения под одну-две операции или схему. И когда с этими схемами и операциями у владельца начинались проблемы – проблемы тут же начинались у этого банка. Сейчас много таких банков лопается", – комментирует глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Ситуацию обострили проблемы на востоке страны. По словам министра финансов Александра Шлапака, из-за боевых действий в Донецкой и Луганской областях потери украинских банков составили около 60 млдр грн.
В сентябре международное рейтинговое агентство Standard & Poor's отнесло банковский сектор Украины к группе "10" (присваивается странам с наибольшими рисками по шкале от 1 до 10) по уровню отраслевых и страновых рисков.
С начала года неплажеспособными банками были признаны около более 20 финучреждений. И это, считают, эксперты еще не предел. "Регулятор совершает ошибку за ошибкой. Например, вводят абсолютно бессмысленную временную администрацию, украинцы это видят и начинают паниковать – забирать свои деньги из банков", – говорит Охрименко.
Отток денег из банков, действительно, идет. По состоянию на 1 октября украинцы в банках хранили 402,4 млрд гривен. Вначале года – 433,7 млрд. Из них на долю депозитов к концу третьего квартала пришлось 312,7 млрд, и 350,8 млрд – на 1 января. У банков растет процент проблемная задолженность. Украинцы из-за падения своих доходов стали меньше погашать долги по кредитам.
Резервы включены
К 1 сентября Фонд гарантирования вкладов выплатил проблемным финучреждениям более 5 млрд грн. Еще нужно выплатить около 10 миллиардов. Фонд уже был вынужден привлечь целевой кредит от НБУ в размере 4,2 млрд. Средства намерены привлечь от выпуска гособлигаций внутреннего займа. Еще один из способов пополнения финресурсов Фонда – продажа активов проблемных банков.
Рассчитывает руководство ФГВФЛ и на Фемиду – чиновники намерены отсудить у менеджеров и владельцев банков-банкротов 45,7 млдр гривен. Насколько эффективен в отстаивании своих интересов в судах будет Фонд пока неясно, судебные тяжбы могут растянуться на долгие годы, гривна – еще больше девальвировать. Пострадавшие вкладчики это понимают и требуют вернуть деньги сейчас – ведь с каждым днем их "зависшие" депозиты все больше обесцениваются.
Как дальше будет развиваться ситуация, эксперты пока затрудняются ответить, но поводов для оптимизма пока не видят. Так, аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's полагают, что в ближайшие два года банковский сектор Украины по-прежнему будет характеризоваться низким качеством регулирования и надзора, низкими показателями прибыли, скорректированной с учетом рисков, и неблагоприятными условиями фондирования и ликвидности.
"Валютный рынок заблокирован, идет отток депозитов, есть проблемы с кредитами. НБУ делает одну ошибку за другой. Как долго продлиться этот кризис? Этот год для банков уже потерян. Возможно, восстановление начнется во второй половине следующего года", – говорит эксперт Охрименко.
Новак пока склонен скептически оценивать ситуацию. "НБУ должен определить свою позицию, но пока регулятор не представил свою стратегию ни в курсовой политике, ни в политике по отношению к коммерческим банкам. Зато за короткий период у нас уже второй глава НБУ. Все это не укрепляет рынок", – считает экономист.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред