Сегодня, в ночь на 7 июля — отмечается летний народный праздник Ивана Купала.
Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Основная часть купальских обрядов производится ночью. Наши предки считали обязательным к празднику искупаться до захода солнца. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Иногда огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево, а в отдельных местах в Беларуси и на Волыни этот способ добывания огня к празднику сохраняя до начала XX века.
Интересно, что у белорусов в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо, а иногда на колесо клали конский череп, называемый "видьма" и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодежь веселилась, пела и плясала у костра.
В ночь на Ивана Купалу девушки выбирали суженых и совершались брачные обряды: прыгание через костёр взявшись за руки, обмен венками, поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
Отметим, что в некоторых местах традиции запрещали есть вишню до праздника Ивана Купалы — считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.
У гуцулов после Купалы наступают "воробьиные ночи", когда часто гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии.
Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
В местах, где купание запрещали из-за русалок, купались в "святых источниках". Вода, набранная из источников в день Ивана Купалы, обладала чудодейственной и магической силой.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может "дружить" с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались по берегам рек. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это к счастью и долгой жизни или замужеству.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы.
Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. К огню должны были выйти все женщины села, поскольку тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве.
Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.
Девушки прыгают через огонь, "чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров", и чтобы "русалки не нападали и не приходили".
Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой; её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую "очищения" купальским огнём.
В Украине и Беларуси молодые пары, взявшись за руки, прыгали через огонь: если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака; то же, если вслед им полетят искры.
Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах.
Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению — витьё, плетение. Для венка часто использовали: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы и другие растения.
Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, а огороды от "червей".
На Полесье с рассветом Иванова дня, женщины выбирали самую красивую девушку, обнажали её и опутывали с ног до головы гирляндами из цветов; затем отправлялись в лес, где "Дзевко-купало" (так называют избранную девушку) раздавала своим подругам заранее приготовленные венки.
К раздаче она приступала с завязанными глазами — в то время, как вокруг неё девушки водили весёлый хоровод. По тому, какой венок кому достанется, гадали о своей будущей судьбе; свежий венок сулил богатую и счастливую жизнь замужем, а венок сухой, увядший — бедность и несчастливый брак: "счастья-доли не бачить ей, жить у недоли!".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред