Андрей Шипко: Уже давно пора разграничить медицину и тендеры

23 ноября 2015, 16:30обновлено 3 августа 2018, 01:16
1870
Нужно отправить в прошлое бесконечные скандалы вокруг закупок лекарств, говорит нардеп.

Андрей Шипко

О том, что необходимо для восстановления украинской отрасли здравоохранения, обеспечения доступности и качества медицинских услуг для населения, а также насколько действенными окажутся властью нововведения, в интервью "Главреду" рассказал народный депутат Украины, член комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Андрей Шипко.

— В настоящее время Комитет здравоохранения рассматривает множество законопроектов, в том числе и документы по определению статуса и полномочий медицинских учреждений: законопроекты МОЗ, Олега Мусия и ваш в частности. Есть ли в них какое-либо принципиальные отличия и какова их значимость?

видео дня

— Мой Закон "Об учреждениях" принципиально отличается от всех остальных. Потому что, он решает не только локальный вопрос об автономизации, как это предлагают другие авторы законов, в этом законе дано правовое решение целому ряду важных вопросов. Сменив лишь вывеску на больницах, мы не осуществим реформ.

Сначала нужно четко обозначить и закрепить на уровне закона правила работы каждого медучреждения — от определения терминов до создания финансового механизма работы учреждений.

В проекте закона № 2463а, автором которого я являюсь, очень четко прописаны и виды больниц, и их статус, и основные обязанности главврача. В законе мы вводим такое понятие, как госзаказ (так сказать, гарантированный объём медпомощи для пациента, то, за что с вас не могут потребовать деньги или отказать в помощи).

Важным моментом является и то, что законопроект определяет, что такое медуслуга (платная помощь), и как она должна предоставляться. Разграничив медуслугу и медпомощь, обозначив госзаказ мы создаем условия, при которых пациент не будет принудительно платить взносы, и носить деньги по всем кабинетам. При этом и больница не пострадает: мы даем возможность зарабатывать деньги, но именно зарабатывать!

Также важно отметить, наш проект полностью "впитал" в себя правительственный проект (около 15%) текста. Ни одно слово оттуда не выпало. Но зато включены многие другие важные нормы.

— Этого нет в законопроектах об автономизации Кабмина и альтернативных?

— К сожалению, ни в действующем законодательстве, ни в законопроектах, поданных Министерством здравоохранения эти вопросы не нашли своего решения. При таких условиях, автономия медицинских учреждений несет немало рисков, вплоть до потери больниц. Этого нельзя допустить, все шаги должны быть выверенными и системными, так как ключевые изменения в медицине должны начинаться с определения статуса и полномочий медицинских учреждений.

— Начинаться… А принятие каких законов позволит наконец-то начать реформу системы здравоохранения, обеспечить доступность и качество медицинской помощи?

— Сейчас как раз тот момент, когда необходимо принимать трудные решения, менять привычную систему и идти вперед. Реформа — это очень обширное понятие, и изменений требуют все сектора. Люди не только должны иметь возможность пройти обследование и получить назначения специалистов, они должны иметь возможность лечиться, что, в последнее время, из-за дороговизны препаратов и отсутствия государственных программ компенсации их стоимости, для большинства стало роскошью. Поэтому, наряду с законопроектом №2463 "О статусе и деятельности учреждений здравоохранения", основополагающими можно назвать и законопроект №2162 "О лекарственных средствах", направленный на создание прозрачных правил на фармацевтическом рынке, и, как следствие, на снижение стоимости лекарств, а также законопроект № 2462 "Об общеобязательном социальном медицинском страховании". Последний позволит не только сохранить социальные гарантии, установленные законодательством, но и расширить их. Введение обязательного медицинского страхования — одна из главных задач реформ!

— Но уместно ли будет внедрение системы обязательного медицинского страхования в период проведения АТО, в условиях экономического и политического кризиса в стране?

— Да, и это не просто уместно, это необходимо! В условиях ухудшения финансового положения государства, медицинская отрасль тоже рискует недополучить нужное финансирование. Оно и так не увеличивается, а учитывая в разы возросший курс доллара, финансирование существенно уменьшилось. В такой ситуации невозможно обеспечить качественную и, главное, доступную медицинскую помощь. Нужен специальный механизм, который бы позволил аккумулировать средства всего общества для помощи тем, кто в ней нуждается в первую очередь.

Для примера, в мою общественную приемную в Никополе в месяц поступает порядка 250 обращений граждан по медицинским вопросам, с них около 30 обращений это просьбы помочь в лечении онкологических заболеваний, так как государственная программа не может обеспечить пациентов на 100%.

Внедрение целевого страхового взноса, который может осуществляться работодателями, бюджетом, гражданами, социальными и общественными благотворительными фондами, позволит сформировать средства. С учетом и при соблюдении всех норм, механизм заработает!

— В случае принятия этих законопроектов сегодня, что уже завтра смогут получить украинцы?

— Мы получим четкие правила, по которым должна работать система. Без этого двигаться вперед невозможно. Получи больницы самостоятельность, они получат и дополнительные источники финансирования, возможность распоряжаться своими средствами, направлять их туда, где они необходимы в первую очередь. В тоже время необходимо начать внедрение медицинского страхования. Таким образом мы защитим пациентов и дадим им возможность лечится, а не думать где взять деньги на лекарства, на обследования и так далее.

Но важно понимать, что это не раз — и все поменялось. Ведь от закона до внедрения его в жизни всегда проходит время.

Что же касается конкретики, то получим мы следующее: во-первых, стабильность работы больниц и амбулаторий, где главврачи законодательно защищены от влияния извне. Такие важные моменты, как контроль назначений и заключений лечащих врачей, установление соответствия квалификации медицинского персонала, проверка качества лекарств и медицинских изделий, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм определены функциями, которые может выполнять только главный врач.

Во-вторых, гарантированное бесплатное обследование и лечение в соответствии с европейскими стандартами. Имея страховой полис, люди перестанут заниматься самолечением и будут проходить полноценный курс в соответствии с назначениями врача, а не пытаться заменить дорогостоящий препарат малоэффективным аналогом.

Наконец, снижение цен на лекарства в результате минимизации налогообложения и введения механизма реимбурсации — частичного возмещения средств за медикаменты со стороны государства или частных страховых компаний. При его отсутствии производители закладывают все расходы и риски в отпускную стоимость препаратов.

— К слову, о лекарствах… Сегодня много говорят о необходимости выведения государственных закупок из полномочий Минздрава. Как вы относитесь к данной инициативе?

— Да, в СМИ сейчас бурно обсуждают предложение премьера по созданию госагентства по закупкам — отдельного от Минздрава органа, который будет проводить закупки лекарств по госпрограммам. Я считаю, что уже давно пора разграничить медицину и тендеры. Министерство здравоохранения должно лечить, создавать протоколы лечения, госпрограммы, бороться со вспышками заболеваний и т.д., а не заниматься абсолютно неестественной функцией — торгами. Пора уже отправить в прошлое бесконечные скандалы вокруг закупок лекарств! Главное, чтобы новое агентство стало не очередным филиалом чьих-то интересов и копией старой тендерной системы, а прозрачным и открытым органом. Пристальное внимание общественности, СМИ, депутатов и всех небезразличных должно помочь этим изменениям.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять