Австрийская политика на изломе, или Почему на Западе голосуют за прокремлевских популистов

31 июля 2016, 21:54обновлено 3 августа 2018, 01:20
Норберта Хофера­­­­­­ часто упрекали в радикальном национализме, антисемитизме и политической некорректности.

Александр Bан дер Беллен и Норберт Хофер на теледебатах

1 июля кандидат от ультраправой австрийской Партии свободы Норберт Хофер оспорил результаты второго тура выборов, в которых он проиграл кандидату от Партии зеленых Александру ван дер Беллену с разрывом всего в 0,6% (около 30 тысяч голосов разницы). Это означает скорые перевыборы в октябре, на которых ультраправый кандидат имеет все шансы стать президентом Австрии. События подобного рода становятся интересны именно потому, что отражают общеевропейскую тенденцию: всплеск популярности евроскептиков и радикальных сил. При этом ни в какой из крупных стран западного мира успехи евроскептиков не были столь масштабны, как теперь в Австрии, и никогда еще настолько уверенно не претендовали на высший пост в государстве.

Норберт Хофер ­­­­­­— сродни другим скандальным политикам вроде Трампа: его часто упрекали в радикальном национализме, антисемитизме и политической некорректности. В отношении Украины он занимает четкую пророссийскую позицию, в одном из интервью даже назвал передачу Крыма Украине в 1954-м году ошибочным решением. Тем не менее, люди голосуют за него, скорее не столько из доверия, сколько из разочарования в еврооптимистах, которое распространяется в западном мире подобно нашумевшей игре Pokemon Go.

видео дня

Главный оппонент кандидата-националиста — Александр Ван дер Беллен, 72-летний экономист, в прошлом социал-демократ, выдвиженец от Партии зеленых собрал поддержку более умеренного электората, который однозначно не хотел победы радикала. Престарелый политик активно использует риторику против Хофера, обещая не допустить правых к власти в стране (чего не было в Австрии со времен нацистской оккупации). Родители Ван дер Беллена происходят из Эстонии, и неудивительно, что потомок мигрантов оказался единственным из 6 кандидатов в президенты, который выступает за то, чтобы принимать в страну мигрантов и дальше.

Появление обоих политиков во втором туре президентских выборов в Австрии в некотором роде демонстрирует разочарование австрийцами в политических элитах, стабильно попеременно побеждавших на выборах в составе Социал-демократической и Народной партий. Австрийский избиратель окончательно отвернулся от тех, за кого ходил голосовать раз в несколько лет. В какой-то мере, успехи Хофера являются частью политического мейнстрима, к которому относится победа евроскептических сил Великобритании в Brexit, успехи Дональда Трампа внутри Республиканской партии в США и вообще всплеск популярности правых сил на Западе: все они порождены неверием в состоятельность элит, стабильно удерживавших власть в своих руках последние десятилетия, не допуская партии из политического маргинеса (к которому, в частности, относятся и австрийские националисты из партии Хофера).

Кризис стабильных политических элит, который мы наблюдаем в том числе и в Австрии, способен стать действительно большой проблемой уже скоро, ведь политиков типа Хофера становится все больше, и они все успешнее. В 2017 году за президентское кресло во Франции намерена бороться Марин Ле Пен, известная ультраправая политик, так же как и Хофер, уличенная в связях с РФ и набирающая все большую популярность. Коалиция социалистов и республиканцев смогла предотвратить региональный триумф Национального фронта Ле Пен на местных выборах, однако на президентских выборах подобная схема вряд ли сработает, ведь крайне сомнительно, что Николя Саркози или Франсуа Олланд снимут свои кандидатуры ради того, чтобы остановить представительницу Национального фронта.

Политиков типа Хофера и Ле Пен отличает от остальных правый популизм, который теперь поддержали еще больше избирателей, чем в прошлые годы. Традиционные политсилы ЕС, идеологический вектор которых колебался от левоцентризма до умеренного правоцентризма понесли невосполнимые потери, которые обусловлены в том числе и мигрантским кризисом. Программа Норберта Хофера довольно слабая и уступает подробной программе Александра Ван дер Беллена, который много и уверенно говорит и об экономике, и о социальной сфере, и о поддержке молодежи, тем не менее, многие люди выбирают Хофера как альтернативу истеблишменту. Вовсе не потому, что Хофер лучше их, а потому, что больше не верят старым политикам.

Такой подход к политике несет угрозу и европейцам, и украинцам: приход к власти левых и праворадикалов на деле только ослабит их общества и дезинтегрирует ЕС и НАТО, что безусловно негативно повлияет на их внешнюю политику в отношении Украины. Европа уже сейчас рискует замкнуться на своих проблемах, полностью забыв об интеграционной политике относительно стран-партнеров ЕС, в первую очередь Украины, Молдовы и Грузии.

В такой ситуации Киев, Кишинев и Тбилиси обязаны позаботиться о своей внешнеполитической субъектности и активной внешней политике, которая, сможет спасти их в случае дезинтеграции ЕС, и поможет им в случае сохранения и дальнейшей интеграции в ЕС. Так или иначе, перед нашими странами стоят общие вызовы на внешней арене, одним из ключевых является агрессия или потенциальная угроза со стороны РФ и вопрос аннексированных ею территорий.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять