Общественно-политический кризис в Украине развивается по наиболее неблагоприятному сценарию. Наша страна больше не может гордиться гражданским миром, а вынуждена оплакивать погибших. К тому же, кризис находится в острой фазе, и на скорый выход из него рассчитывать не приходится, хотя вечером в субботу и появились его признаки.
Народное вече на Майдане на праздник Крещения не смогло выдавить из вождей оппозиционных фракций имя лидера протеста. Но группа молодых людей правого толка, похоже, особо и не рассчитывала, что на Майдане будет названо имя нового лидера. Они, вместе с другими протестующими, решили пройтись по улице Грушевского до органов власти, но были остановлены милицейскими заслонами.
На этот раз протестующие оказались хорошо подготовленными к встрече с правоохранителями, и возле стадиона "Динамо" стало жарко. Уличные столкновения, вероятно, изначально были призваны дать власти необходимую телекартинку для демонстрации необходимости закручивания гаек, но впоследствии вышли из-под контроля организаторов.
Чем дальше, тем более очевидным был факт: протестующие на Грушевского не подчиняются лидерам оппозиции – слишком много украинских граждан, не обязательно настроенных радикально, недовольны политикой власти. Возведенные в центре Киева баррикады и пылающие покрышки – зримое свидетельство дней гнева. Штурмы областных администраций в городах центра и запада Украины свидетельствуют, что протест шагает по стране.
День Соборности и Свободы был отмечен смертями нескольких активистов не только на улице Грушевского (похищенный из больницы Юрий Вербицкий был найден мертвым в лесу под Киевом), после чего Виктор Янукович выразил готовность к переговорам с лидерами оппозиционных фракций. Надо сказать, что оба раунда переговорного процесса (сегодня прошел третий, и о его результатах - ниже) не принесли зримого результата, разве что сам факт прекращения властью режима игнорирования протестов в центре столицы следует признать позитивным. Однако ни президент, ни его оппоненты не имеют опыта разрешения приправленной кровью кризисной ситуации, которую старательно раскачивают из-за пределов Украины. И Янукович, и оппозиционеры больше думают о будущей президентской кампании, чем о выходе из кризиса.
Иерархам украинских церквей и главам религиозных организаций Виктор Янукович пообещал переформатирование правительства на внеочередной парламентской сессии 28 января и коррекцию продавленных большинством законов, ограничивающих многие гражданские права и свободы. При этом глава государства дал понять, что не совершавшие тяжких преступлений задержанные из числа протестующих будут амнистированы.
Впрочем, таких жестов доброй воли даже в исполнении президента сегодня может оказаться недостаточно. На повестке дня - необходимость реформирования судебной и правоохранительной системы, ставшая очевидной после необоснованной жестокости "Беркута" по отношению к захваченным протестующим и поспешных вердиктов судов, спешно арестовывавших участников протеста. В любом случае очевидно, что Украина после выхода из политического кризиса больше не будет, такой как раньше. В государстве серьезно усилились центробежные тенденции, и ощущение надорванности страны не покидает. Ситуация усугубляется тем фактом, что возможности мирного "развода" не желающих жить вместе областей на сегодня не существует.
Поэтому единственно реальный вариант выхода из кризиса – отмена катализировавших протест законов от 16 января и отставка или максимальное переформатирование правительства. Сомневаюсь, что участники протестов согласятся на меньшее. Власть продолжает рассматривать возможность введения чрезвычайного положения, эти предположения усилились после назначения главой президентской администрации Андрея Клюева.
Николай Азаров, посетивший Всемирный экономический форум в Давосе, оказался там гостем второго сорта. Украинский премьер без особого успеха попытался убедить западных собеседников, что в центре Киева орудуют подготовленные на деньги Запада боевики, при этом ситуация в стране полностью контролируема. Если этот тезис находит отклик в сердцах и душах украинских власть имущих, то западная элита воспринимает его весьма критически.
Особенно это заметно по поведению иностранных дипломатов в Киеве, с трудом выдержавших часовой сеанс промывания мозгов министрами иностранных дел и юстиции. Зато Россия всеми возможными способами призывает иностранные государства удержаться от вмешательства в дела Украины. Наверное, по этой причине по украинскому вопросу выступали и Государственная Дума, и министр иностранных дел, и пресс-секретарь Владимира Путина.
Вечер субботы принес Украине неожиданные политические новости. Виктор Янукович на переговорах не только согласился рассмотреть перспективу возвращения к Конституции 2004 года, но и предложил пост премьера Арсению Яценюку, а должность вице-премьера по гуманитарным вопросам и проведение публичных дебатов – Виталию Кличко.
Остается непонятным, как лидеры оппозиции отреагируют на президентские инициативы, и главное – как отнесутся к ним протестующие на Майдане и улице Грушевского. Пока понятно, что Янукович поставил оппозиционерам вилку.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред