Для реализации объявленного оппозиционерами на митинге на Майдане плана действий необходимо переформатирование парламентского большинства, но активность в этом направлении пока незаметна. Вероятность рождения политико-правового компромисса в стенах Верховной Рады продолжает оставаться невысокой.
На очередную парламентскую сессию, стартующую 4 февраля, оппозиционеры возлагают большие надежды по урегулированию политического кризиса. В списке главных вопросов, которые они планируют решить в первые дни, – возвращение к Конституции 2004 года, отмена закона об амнистии участников массовых акций в варианте власти и принятие нового, формирование нового правительства. После переговоров в Мюнхене оппоненты власти вернулись с уверенностью в том, что ЕС и США не только окажут ощутимую финансовую поддержку оппозиционному Кабмину в проведении реформ, но и действенно поспособствуют самому факту его появления через давление на президента и его окружение.
Стоит отметить, что Запад стал проявлять заметно большее участие в судьбе Украины, пытаясь не допустить дальнейшей эскалации противостояния. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон сообщила о подготовке масштабного плана помощи Украине, который будет включать не только финансовую составляющую. При этом для ее предоставления уже не требуют подписания долгосрочного соглашения с МВФ.
Арсений Яценюк назвал более конкретные цифры поддержки будущего правительства – не менее 15 миллиардов долларов. Что же касается санкций, то ЕС пока считает их введение неактуальным, а США ограничились отменой виз для отдельных парламентариев. Применить кнут санкций на полную мощь грозят лишь в случае силового подавления протестов, пока же предпочитают воздействовать пряником. Поэтому оппозиционерам в деле реализации запланированного не стоит полагаться лишь на влияние западных союзников.
Наивно полагать, что Виктор Янукович, тщательно выстраивавший систему власти под себя, с легкостью откажется от весомой части своих полномочий, что произойдет после возвращения отмененной с его подачи Конституции 2004 года. Еще более наивным было бы считать, что у него нет рычагов этого не допустить. Роспуск парламента, которым он пригрозил своей фракции за ослушание на прошлой неделе, - не такая уж фантастическая угроза. Перспективы доказать неконституционность этого решения в судах невысоки, а вот в контексте требования Майдана и выступавших на нем оппозиционеров о перезагрузке власти парламентские выборы могут сыграть роль эффективного клапана для выпуска пара недовольства. К тому же, указ о роспуске будет сложно заблокировать невыделением средств из бюджета на проведение выборов, как это было при Викторе Ющенко, ведь контроль над финансами сейчас в руках президента.
С другой стороны, попытки вернуть старую Конституцию через голосование в парламенте простым большинством за принятие акта "О возобновлении легитимности и конституционного порядка в Украине", как предлагают оппозиционеры, наверняка будет успешно оспорено президентом в суде. Причем еще до того, как его оппоненты смогут сформировать новое правительство. После чего роспуск взбунтовавшейся Рады выглядит логичным решением. А для повторного утверждения Основного Закона в редакции 2004 года оппозиционеры сейчас вряд ли соберут 300 депутатских голосов. Начинать его коррекцию с нуля - означает затянуть процесс как минимум на год, что, собственно, и предлагает сделать власть.
Что же касается переформатирования большинства, то пока региональная фракция не подает признаков готовности развалиться на составляющие. Выступивший на сцене Майдана регионал Виталий Грушевский оперативно заявил об отсутствии намерений покидать ряды фракции. Представители олигархов присмирели после задушевной беседы президента с их хозяевами. Проявившая принципиальность при голосовании закона об амнистии группа Литвина погоды не делает, да и показательно выходить из-под региональных знамен не спешит.
У спикера Владимира Рыбака письменных свидетельств дезертирства регионалов тоже нет. Заявления оппозиционеров о скором появлении нового большинства все больше похожи на стремление выдать желаемое за действительное, особенно если учесть полное отсутствие конкретных действий в этом направлении с их стороны.
Парламентское меньшинство нынешнего созыва демонстрирует хроническую неспособность или нежелание договариваться со своими оппонентами для решения тактических задач. Оппозиция упускала один за другим шансы одержать хотя бы небольшую победу в зале под куполом – при голосовании за назначение выборов в Киеве, за выражение недоверия правительству, за отмену пенсионной реформы и депутатских льгот. Порой до результативной цифры не хватало нескольких голосов, которые при желании можно было бы найти путем индивидуальной работы с внефракционными депутатами или коммунистами. Вот и сейчас за громкими заявлениями о формировании нового большинства совершенно не наблюдается переговорной активности.
Не секрет, что революции в зале на Грушевского чаще всего стимулируются объемным пакетом предложений, обязательно включающим передел парламентских комитетов и должностей в президиуме. А под возвращение старой Конституции к нему добавляются еще внушительные министерские портфели и более существенные сферы влияния. Но пока оппозиционеры не спешат предлагать потенциальным перебежчикам ни "вкусные" комитеты, ни посты в новом Кабмине, хотя найти недовольных и ущемленных нынешними хозяевами правительственных кабинетов в региональной фракции не составляет труда.
Три-четыре десятка подконтрольных одному из олигархов депутатов, помещенных в копилку нового большинства, стали бы вполне достойной платой за передачу его людям под контроль одной из сфер. Но о необходимости активизации переговоров с представителями Партии регионов говорит лишь Юрий Луценко, который сам проводить их не может, поскольку не состоит в депутатском корпусе.
Приходится констатировать, что оппозиционеры продолжают использовать революционную риторику исключительно на митингах, не рассматривая ее в качестве руководства к действию. При таком подходе призрак нового парламентского большинства, о котором регулярно говорят со сцены Майдана, вряд ли сможет материализоваться в зале под куполом.
Предстоящая сессионная неделя обещает пройти под знаком уже традиционных многочисленных перерывов для "согласования позиций" с крайне невысокой результативностью. В парламенте зарегистрированы несколько вариантов законопроектов об амнистии участников протестов, предусматривающих безусловность ее предоставления, но голосов за их принятие нет. Да и в вопросе возвращения к старой Конституции не стоит рассчитывать на блицкриг - регионалы твердо держат оборону, настаивая на заговаривании проблемы через создание специальной комиссии, а позицию сомневающихся укрепит президент, вышедший с больничного.
Очевидно, будет новый раунд переговоров на Банковой, где продолжат искать выход из кризиса. И не исключено, что для стимулирования поисков вновь придется вмешаться улице.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред