Палата Представителей Конгресса США одобрила резолюцию, которой выразила поддержку протестующим в Киеве и других городах Украины, а также призвала работать над мирным урегулированием политического кризиса. При этом конгрессмены пригрозили в случае насилия против митингующих рассмотреть целевые санкции против украинских чиновников.
Говорят о санкциях и в Европе - Совет ЕС решил их пока не применять, но предупредил, что подобные меры возможны в случае, если ситуация в стране ухудшится, например, снова будут попытки разгона Майдана.
Эксперты рассказали "Главреду", насколько реально введение санкций, способны ли данные предостережения повлиять на украинскую власть, и боится ли она их.
Директор Института политического анализа и международных исследованийСергей Толстов:
Санкции, безусловно, неприятны, поскольку создают определенные ограничения, которые могут отразиться на межправительственных отношениях, а также стать прецедентом для применения экономических ограничений.
Однако все это не стихийно. Это – результат определенной манипуляционной стратегии. С помощью таких угроз осуществляется влияние на официальный Киев. При этом прозвучали основные требования, выдвинутые украинской власти: невведение чрезвычайного положения, стирание границы между силовыми акциями протеста и мирными формами гражданского сопротивления. Не нужно думать, что вице-президент Байден занимается поиском решения по выходу из украинской ситуации. Ему Госдеп подал справку с основными выводами, которые он озвучивает, и это тоже влияет на позиции Конгресса.
Это определенная манипуляционная стратегия, которая предусматривает определенное влияние на решения украинской власти, а также на отношения между украинской властью и оппозицией, в частности, в контексте конституционных дебатов и формирования нового правительства. Тогда, когда это нужно, это включается.
Власть на такие предупреждения обращает внимание, но она не может ставить их "поперед воза". Ведь во внутренних делах страны главное – контроль над ситуацией. Это элемент риска, который учитывается при действиях исполнительными структурами.
Нужно принимать во внимание, что если Госдеп США захочет перейти определенную границу и начать новую игру в приравнивании Януковича к Лукашенко, то он это сделает, несмотря на объективную ситуацию, а исходя из собственных потребностей и желаний.
Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"Константин Матвиенко:
Такие решения должны были быть приняты намного раньше. Еще в прошлом году после избиения студентов нужно было реагировать на то, что произошло в Украине.
Украинская власть просто не понимает смысла происходящего. А угроза эффективна, когда тот, кому угрожают, понимает последствия. А украинская власть последствий не понимает. Она думает, что это ограничится визами или частичным блокированием активов в банках. Но санкции будут значить не только это.
Санкции нужно было вводить, чтобы вернуть украинской власти человеческое отношение к своему народу. А сейчас – санкции точно запоздали. Они должны быть более конкретными и эффективными. Сейчас они мало на что повлияют.
Политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач:
Санкции вполне реальны, влиять они способны, а власть их боится. Данное заявление касается Палаты представителей, нижней палаты Конгресса США. Как известно, Сенат уже дважды принимал подобные резолюции. Это значит, что США настроены довольно решительно. Но, как и вся американская дипломатия, они понимают, что санкции – это последний аргумент. И пока идут переговоры, есть надежда на то, что можно повлиять на украинскую власть без применения санкций.
Насколько я понимаю, и Европейский союз, и США сейчас на том этапе, когда они ожидают от Януковича и его команды шагов навстречу. Потому придерживаются тактики угроз санкциями, а не непосредственного их введения.
Также учитывается очевидная неудача Януковича в Сочи с Путиным. Эту неудачу используют, чтобы полностью не отпустить его в объятия российского президента и не сделать его полным заложником воли президента Путина.
В большей мере эти угрозы касаются не столько самого Януковича, сколько его ближайшего окружения, да и окружения вообще. Речь идет не о санкциях по отношению к Украине как государству, а о персональных санкциях по отношению к отдельным украинским руководителям, бизнесменам, олигархам. Для всех этих людей вопрос применения санкций крайне важен. Прецедент применения такого рода санкций (даже не визовых – визовые уже есть), касающихся финансов и имущества, существенно повлияет на соратников Януковича и будет способствовать эрозии его политического режима. Собственно, на них все это и направлено.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред