Президент Петр Порошенко предложил внести изменения в Закон о воинской обязанности и военной службе, касающиеся службы в военном резерве в особый период. В частности, предлагается сделать службу в военном резерве не добровольной, а обязательной на время проведения АТО. Об этом сообщил первый заместитель главы Администрации Президента Виталий Ковальчук.
"Должны быть внесены изменения о том, что в первую очередь на службу в военном резерве зачисляются лица, которые были призваны и отслужили срочную службу, а также лица, прошедшие военную службу по мобилизации в особый период, то есть демобилизованные из АТО", — отметил Ковальчук.
Опрошенные "Главредом" эксперты единодушно поддержали такую инициативу главы государства, объясняя свою позицию тем, что Украина в условиях войны на своей территории должна предпринять все возможные меры для усиления собственной обороноспособности. Однако, по их словам, эта идея не нова, а существует уже несколько лет, другое дело, что за это время так и не был сформирован боеспособный резерв Вооруженных сил Украины.
Эксперты рассказали, что предусматривает обязательная служба в военном резерве, а также, почему этот шаг является необходимым в нынешних условиях.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова
Есть два аспекта данной идеи. Первый — речь может идти о добровольном резерве, при котором некорректно говорить, что кого-то "обяжут служить". Идея добровольного активного резерва далеко не нова, ей уже лет девять. Ее идею активно продвигал Анатолий Гриценко в бытность министром обороны. И именно тогда в Украине начал формироваться добровольный активный резерв, основная идея которого заключается в том, что кандидат (это может быть и мужчина, и женщина), который имеет желание и подходит по параметрам для службы в резерве, заключает договор с Министерством обороны. При этом человек берет на себя обязательство раз в год проходить сборы и при первой же необходимости прибыть в воинскую часть. За это он получает определенную денежную компенсацию.
Второй аспект — речь также может идти об обязательной службе в резерве. Подразумевается, что всё мужское население и женщины (с определенными специальностями), состоящие на учете в военкоматах, автоматически входят в состав этого резерва. Это и есть мобилизационный резерв.
Потому я не сказал бы, что идея обязать демобилизованных военных служить в военном резерве — нова. Это повторение того, что и так у нас существует и касается тех, кто и так, согласно закону, обязан выполнять свою военную повинность. В Конституции и законах Украины записано, что это — "почетный долг каждого гражданина". Потому не нужно выдавать это за новую идею, поскольку такие нормы и так заложены в украинском законодательстве.
Генерал-лейтенант, экс-заместитель главы СБУ
Украина оказалась в крайне опасной ситуации, когда против нее воюет страна, стремящаяся не только ее уничтожить как суверенное государство, но и имеющая для этого реальный потенциал, целенаправленность и соответствующий настрой. Это — огромная угроза существованию украинского государства. Поэтому все усилия власти и граждан, направленные на укрепление обороноспособности и безопасности страны — это святое дело. Так что не стоит рассуждать о целесообразности такого рода шагов, как служба в резерве. В нынешних условиях я бы, наоборот, призывал не только добровольцев и призывников к проявлению сознания, патриотизма и готовности защищать, но и каждого украинца. Вся страна, каждый на своем рабочем месте сегодня должен быть готов к тому, чтобы дать отпор агрессору. Потому целесообразность подобных мер не должна вызывать никаких сомнений.
Еще в начале боевых действий на Донбассе обсуждался вопрос, какую нам создавать армию, по образцу какой страны. Некоторые министры обороны вообще не знали, что такое армия, и приводили примеры эстонской, финской, швейцарской. А ведь большинство военных в той же Швейцарии — это военнослужащие резерва, которые, помимо своих ежедневных дел, связанных с мирной жизнью, ежедневно, еженедельно или ежемесячно уделяют часть своего времени подготовке и поддержанию военной формы (имеются в виду не атрибуты и одежда, а навыки и умение воевать, использовать определенную технику и т.д.).
Поэтому формирование службы в резерве в Украине — это будет долгий процесс. Эта война и наша нерасторопность на протяжении всех лет независимости относительно вопросов обороны должны научить нас тому, что нам нужно иметь не только регулярные войска, но и резервные. Для военнослужащего пребывание в резерве — это повышение своего профессионализма, освоение техники, приобретение навыков, чтобы сохранить жизнь своим умением воевать с врагом и повысить обороноспособность. Поэтому все эти меры — совершенно правильные.
Все демобилизованные солдаты в советские времена и после них после прохождения военной службы увольнялись, уходили в резерв и были приписаны к военкомату. У нас этим раньше никто не занимался, хотя увольнявшиеся военнослужащие до 45 лет должны были постоянно состоять в резерве, присутствовать на сборах, в тренировочных лагерях. У нас это не делалось, хотя это — норма, так должно быть.
На время полевых сборов, по идее, государство должно брать на себя: обеспечение питанием бойца, предоставление ему соответствующей формы. Кроме того, на рабочем месте у человека должна сохраняться зарплата, а также определенная сумма денег должна выделяться на расходы на период воинской службы или обучения. В этот период проводятся стрельбы, бойцы овладевают современной техникой и т.д. Например, та же Россия постоянно держит свой народ в тонусе: то проводятся учения ядерных сил, то флота, то что-то еще. При этом поднимают по тревоге не только силы, которые находятся в строю в составе вооруженных сил, но и привлекают резервистов — таким образом, у них функционирует постоянная система обучения и повышения боеготовности.
Потому данная инициатива главы государства не является чем-то экстраординарным. Это — необходимая ежедневная работа.
Экс-заместитель министра обороны Украины
Украина сейчас живет в условиях необъявленной войны. А когда идут боевые действия, экономическая и информационная война, нация должна объединиться вокруг легитимно избранного руководителя — Президента. Если инициатива исходит от Верховного главнокомандующего (а он — человек, у которого больше всего информации о происходящем), следует ее поддержать. Сейчас не время дискутировать о целесообразности.
Кроме того, если ты не готов защищать свою страну, то через некоторое время тебе придется работать на другую. Поэтому, с точки зрения человека и гражданина, я считаю, что это необходимо. Каждый должен защищать страну на своем уровне: кто может идти воевать, тот идет воевать, кто может обеспечить какие-то поставки, делает это, и т.д. — у каждого свой вариант.
Любой украинец должен понимать, что защита государства — это дело не только профессионалов. Война касается каждого гражданина. Поэтому внутренне каждый должен быть готов защищать Украину, должен понимать, какую функцию он может выполнять, какая специальность ему подходит, и быть готовым к тому, что его пригласят пройти курсы, чтобы повысить квалификацию в случае необходимости.
Служба в резерве предусматривает, что у соответствующих служб есть списки резервистов. К примеру, Вячеслав Кредисов — капитан запаса, радист. Эти службы просматривают, чем человек занимался, какая у него специальность, годен ли по здоровью, и если есть необходимость в этом специалисте, то он может быть призван.
У нас не предусматривается оплата резервистам. Но если этих людей привлекают пройти те или иные курсы повышения квалификации, то это делается за счет государства, то есть оно финансирует мероприятия, необходимые для повышения квалификации. Если же будет война, то это будет другое дело. Но, надеюсь, у нас до этого не дойдет. Как говорят, хочешь мира — готовься к войне.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред