Трехсторонний формат: "пощечина Путину" или согласование позиций перед Минском?

26 августа 2015, 09:12обновлено 3 августа 2018, 01:15
В понимании мира Россия остается опасным государством, но уже не является великой.

 / Reuters

Трехсторонняя контактная группа по урегулированию ситуации на Донбассе должна продолжить свою работу в таком формате: лидеры Франции, Германии и Украины, без России. Об этом заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель по итогам встречи в Берлине 24 августа с Франсуа Олландом и Петром Порошенко. С российским президентом Владимиром Путиным, который не был приглашен для участия в переговорах, состоялся лишь телефонный разговор.

"Мы также хотим приобщить Россию, дать ей возможность также участвовать в наших переговорах, чтобы она прислушалась и наконец последовала курсу здравого смысла, потому что без этого не удастся добиться успеха", — заявила Меркель.

видео дня

По словам Меркель, участники встречи поддержали Минские договоренности и необходимость их выполнения, так как они остаются фундаментом мирного урегулирования ситуации на Донбассе.

В ходе встречи Порошенко подчеркнул, что Украина неуклонно выполняет взятые на себя обязательства по прекращению огня, отводу техники и гуманитарным вопросам, а единственной угрозой мирному процессу сегодня является РФ и боевики, которых она поддерживает.

Эксперты прокомментировали "Главреду" результаты трехсторонней встречи в Берлине, поделились прогнозами относительно дальнейшего процесса по урегулированию ситуации на востоке Украины, а также рассказали необходим ли пересмотр формата переговоров по Донбассу, и почему говорить с Россией, так или иначе, придется Украине и ее европейским партнерам.

Сергей Толстов

Директор Института политического анализа и международных исследований

Сергей Толстов:

Результаты встречи в Берлине — очевидны. Во-первых, европейцы не видят возможности скорого улучшения ситуации на Донбассе. Во-вторых, никакой другой формат переговоров по урегулированию ситуации на востоке Украины, кроме нормандского, не предвидится.

Разногласия с Россией остаются, однако Германия хочет заставить ее соблюдать международный порядок. Украинский конфликт переходит на второй план. Deutsche Welle назвала эти переговоры репетицией перед встречей с Путиным, а на англоязычной версии сайта DW они вообще не упомянуты на главной странице.

Порошенко принимает все условия и позиции европейцев. Санкции (против России — Ред.) пока что остаются и ставятся в прямую зависимость от прекращения огня.

Что касается разговоров о других форматах по урегулированию конфликта, то их просто не существует. Активная дискуссия в украинской прессе и среди некоторых экспертов о том, что было бы хорошо, если бы Обама участвовал в переговорах, — это всё досужие домыслы.

Мы остаемся с очень сложным конфликтом. Никто не собирается предоставлять Украине оружие. Политические переговоры в Минске признаются единственным возможным способом влияния на эту ситуацию. Европа не рассматривает конфликт в Украине как повод для новой "холодной войны" — этого развития событий всячески пытаются избежать.

В значительной степени всё это подталкивает Порошенко к поиску какой-то формулы согласованности с Москвой, на что и намекают европейские политики. Можно констатировать готовность европейских лидеров к "замораживанию" конфликта, как к лучшему выходу из ситуации, при котором должны хотя бы прекратиться вооруженные столкновения.

Что касается заявлений нового польского президента Анджея Дуды о необходимости пересмотра формата переговоров, он, как и Президент Порошенко, играет на внутреннюю аудиторию. Однако, кроме необходимости размещения баз НАТО в восточных странах-членах Альянса, он ничего конкретного и концептуально нового не сказал.

В нынешних переговорах Путин общается с Меркель и Олландом, и Москва ни на какую другую "редакцию" переговоров не пойдет. К тому же, в европейских комментариях четко подчеркивается, что встреча в Берлине — это не создание "нормандской тройки", а отдельные переговоры "нормандской четверки". Показательно то, что они позвонили Путину для того, чтобы исключить намек на возможную изоляцию России.

Что касается Обамы, он остается над этим процессом. Никто в США не намерен расходовать авторитет американского президента на переговоры по Донбассу. Цель США — не допустить расширения военных действий на остальную территорию Украины. Происходящее на Донбассе рассматривается в Америке как статичная ситуация. И какая-либо более острая реакция возможна лишь в том случае, если армия "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР пойдет в наступление на остальную часть территории Украины.

Владимир Цибулько

ПолитологВладимирЦибулько:

Вспомните, как начинался "нормандский формат", как он воспринимался: фактически это была тройка — Путин, Олланд и Меркель — против Украины. Спустя год картина существенно изменилась: Олланд, Меркель и Порошенко против Путина. Это изменение парадигмы в сознании европейских лидеров происходило под давлением обстоятельств. Украина за этот период подтвердила свою цивилизованность и приверженность европейской идее.

Сейчас, казалось бы, ситуация вроде бы удобна для Франции и Германии для организации давления на Украину, чтобы она уступила в чем-то ради установления мира. Но, несмотря на это, создаются другие условия: избиратели Франции и Германии поняли справедливость борьбы Украины, и сейчас Олланд и Меркель не могут действовать без оглядки на своего избирателя, играть в кулуарные договоренности с Путиным. За это время Путин доказал, что недоговороспособен, что он не выполняет условия соглашений и не учитывает интересы других игроков — только свои личные.

Стратегия, действующая сегодня по отношению к России, — экономическое истощение, и она не предусматривает ускорения сценария. Ускорение сценария может осуществить сама Россия путем эскалации военных действий на Донбассе. Если Россия пойдет на это, она просто заставит Запад принять новые санкции.

Пока что задействован сценарий по финансовому истощению России, обескровливанию российской экономики и формированию "стены" вокруг России ("стены" — условно говоря, психологической стены, подкрепленной контингентом войск НАТО в Прибалтике, Польше, Румынии).

Тарас Чорновил

Политический аналитик, эксперт по вопросам международной политики

Тарас Чорновил:

Эта была встреча в "нормандском формате" минус Россия. Показательно, что такой формат сложился не в результате демарша России — ее просто не пригласили. Судя по комментариям, в России были растеряны из-за этого, не ожидали такого результата, до последнего ждали, что приглашение придет. То, что РФ не стала участником переговоров, было для Путина "пощечиной", у России сегодня не те позиции, чтобы в ответ начать демонстрировать силу.

Показательный момент сводится к тому, что в понимании мира Россия продолжает оставаться опасным государством, но уже не является великой. Понимание того, что Путин врет и не выполняет никакие договоренности, стало абсолютным в Европе. На пресс-конференции Меркель сказала фразу о том, что они созваниваются с Путиным и вернулись бы к полноценной нормандской модели переговоров, но не уверены в том, что переговоры при участии России дадут какой-то результат. Европейские лидеры осознают, что переговоры можно проводить с одним и тем же результатом, что с Путиным, что без него — все равно договоренности он не выполняет.

Сложно сказать, влияет ли это на деэскалацию конфликта, но в некоторой степени это помогает Украине доносить свою позицию и создавать общий фон, который позволяет сдерживать российскую агрессию. Ведь именно экономические санкции, определенная блокада в сочетании с катастрофической ситуацией в самой России как раз и привели к тому, что Москва сейчас не способна идти на большую агрессию и противостоять либо Украине, либо всему миру. Так что формат переговоров был очень красноречивым.

Некоторые аналитики нашли совершенно постороннее заявление министра иностранных дел Германии, который принадлежит к партии Шредера, главного партнера Путина. Он сказал, что "о безопасности все равно придется говорить с Россией". Конечно, придется — без нее невозможно говорить о безопасности, потому что именно она опасность и создает. И это заявление попытались противопоставить всем словам Меркель и Олланда, прозвучавшим на этих переговорах.

Тональность переговоров для Украины была очень выгодной. К нам нет претензий. Не так давно Тягнибок говорил, что на Украину оказывается давление и ее заставят признать выборы, которые пройдут осенью в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. Это не так. В Берлине было четко сказано, что выборы могут проходить только по украинским законам, только при надлежащей подготовке, только по европейским демократическим принципам. Несмотря на все крики и истерики Лаврова, представителей "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и наших радикальных политиков, Евросоюз поддержал план изменений к Конституции. Это позитив. Все боялись, что Россия додавит европейских партнеров по переговорам, чтобы они добивались от нас не изменений к Конституции о местном самоуправлении и децентрализации, а изменений о федерализации и реальном особом статусе Донбасса. Но так не случилось, и ЕС поддержал наш вариант. Это значит, что у нас есть союзники в этом вопросе, и эта проблема для нас снимается.

Можно сказать, что переговоры прошли в позитивном для Украины и негативном для Росси формате.

Что касается звонка Меркель Путину во время переговоров. Участие в переговорах — это минский вариант, когда все участники, включая Путина, около 18 часов вели переговоры, где российский президент мог отстаивать свою позицию и что-то навязывать. Тут же, в Берлине, три стороны обсудили, договорились, перезвонили Путину и поставили перед фактом. Это несколько разные вещи: Путин при этом не участник переговоров и не участник вырабатывания позиции. Но от него зависит, будет ли дальше большая война, будет ли продолжаться позиционная гибридная война, либо будет мир. Поэтому ему звонили и с ним говорили, но это совсем другой вариант: договариваются партнеры, а потом звонят противнику, которого в данном случае даже не пригласили за стол переговоров.

Не иметь контактов с Путиным можно только в одном случае — если у России нет армии (а она у нее есть), или если Европа готова по этой армии ударить. К этому никто не готов. В любом другом случае с Россией будут разговаривать. Но Россия — не участник переговоров.

Что касается пересмотра формата переговоров. Да, хотелось бы идеала, но он возможен только тогда, когда на него согласятся все стороны. Основное — чтобы на другой формат переговоров согласился враг. Мы ведь переговоры ведем не для того, чтобы пообщаться с друзьями, а для того, чтобы договориться с врагом. Если враг не согласен на "женевский формат", то что бы ни делали, такого формата не будет.

Очевидно, что формат с привлечением к переговорам Польши вряд ли реалистичен. Слабо себе представляю согласие Путина на включения Дуды в переговорный процесс, когда тот напрямую обвиняет Путина в убийстве президента Качиньского.

К тому же, на мой взгляд, пока что Дуда занимается политической риторикой. Он еще не приступил к полноценному выполнению функций президента. Для него важно, чтобы его президентские полномочия были подкреплены полномочиями его однопартийцев в правительстве. То есть завершив президентскую кампанию и победив, он продолжает избирательную гонку — теперь парламентские выборы впереди. Все, что говорит сегодня Дуда, я бы пока расценивал как предвыборную риторику, агитацию и элемент популизма. Каждое заявление проверяется делами. Дуда сделал заявление о том, что хотел бы быть участником переговоров — ну и что? Это будет иметь значение тогда, когда будет дипломатическое обращение, отправленное участникам "нормандского формата", с просьбой Польши быть включенной в эти переговоры. Официально Польша ни разу не обращалась ни к одной из стран "нормандского формата". Поэтому, думаю, это лишь заявления для польской прессы, которые озвучиваются накануне выборов в польский Сейм, не более.

Поэтому пока что речь об изменении формата переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе не идет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять