"Гибридный" диалог российского и украинского президентов стал заметным событием в 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Путин и Порошенко, хотя и выступали каждый о своем, продемонстрировали всю глубину российско-украинских противоречий. Это означает, что противостояние между Россией и Украиной будет продолжаться.
Сессия Генеральной Ассамблеи ООН — место, где каждой осенью собирается политический бомонд, чтобы сверить часы. Похоже, Россия инициировала первый за 10 лет приезд Александра Лукашенко, которому, впрочем, нравится маневрировать между разными центрами влияния. Барак Обама задал тон выступлениям, первым из лидеров государств мирового уровня произнеся свою речь в рамках дебатов по общим вопросам. Он коснулся большинства важных вопросов международных отношений, не обошел вниманием и Украину, вспомнив об аннексии Крыма и событиях на Донбассе.
Владимир Путин предпринимал попытку прорвать не сплошную, но неприятную международную изоляцию, но без особого успеха. Хотя в его выступлении не прозвучало слово "Соединенные Штаты", антиамериканский характер спича российского президента был очевиден. Путин, судя по всему, вносил правки в речь в последний момент, но так и не сумел эффективно "продать" идею создания широкой антитеррористической коалиции. Даже сравнение с антигитлеровской коалицией не возымело необходимого эффекта, возможно, по той простой причине, что на Западе хорошо помнят действия Сталина после победы над Гитлером. Нельзя сказать, что Путина вообще не услышали, но ответная реакция вряд ли его удовлетворила.
События в Украине российский президент назвал геополитическим кризисом, приведшим к гражданской войне. Заезженная, надо сказать, пластинка, но обстоятельства не позволяют Москве поменять ее на более новую. И смена повестки дня вряд ли ожидается — "учитывать мнение жителей Донбасса по вопросу политического устройства Украины". Плюс выполнение Минских соглашений (всеми сторонами, кроме России, которая, по словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, ничего в Минске не подписывала).
Формат пребывания Путина в Нью-Йорке был точечным: прилетел — выступил — провел переговоры с Обамой — улетел. Первые за два года предметные переговоры российского и американского президентов не принесли заметного успеха. Назвать им договоренность о согласовании действий военных в Сирии, чтобы не попасть под огневые удары друг друга — это далеко не прорыв и уже тем более не коалиция. Парламентарий Алексей Пушков отметил, что позиция Обамы по украинскому вопросу ни на йоту не изменилась, более того — он напомнил Путину, что у того остается несколько месяцев для выполнения Минских договоренностей.
Пребывание Петра Порошенко в Нью-Йорке было посвящено продвижению проблем Украины навстречу пониманию международного сообщества. Поэтому и выступал украинский Президент с трибуны Объединенных Наций на английском языке. Он стремился донести информацию не столько до представителей Запада и России, сколько до лидеров третьего мира, страны которого составляют большинство в Генеральной Ассамблее ООН. Порошенко прямо назвал действия России в Крыму и на Донбассе агрессией и поблагодарил международное сообщество, что оно еще минувшей весной не признало аннексию Крымского полуострова. Он обрушился с критикой на Путина за призыв создать антитеррористическую коалицию на фоне поддержки Россией терроризма у своего порога. Порошенко напомнил, что Украина последовательно поддерживала миротворческие усилия, а сегодня сама нуждается в помощи миротворцев. Главе государства удалось удачно и органично вплести украинские проблемы в контекст актуальной повестки дня мировой политики.
Безусловно, в Нью-Йорке была не решающая битва, но Порошенко продемонстрировал решимость и обрел новых союзников, тогда как Путину не удалось решить поставленные перед ним задачи. Этот "гибридный" диалог политиков продолжится буквально в пятницу, в Париже, во время встречи лидеров нормандской четверки. И там ситуация может быть сложнее, чем за океаном, ведь Германия и Франция заинтересованы в скорейшем угасании конфликта на Донбассе, и могут попытаться проигнорировать украинские интересы.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред