Курс — на НАТО: приблизит ли Украину к Альянсу законодательное закрепление стремлений?

12 июня 2017, 21:34обновлено 3 августа 2018, 01:25
1849
Не стоит опасаться реакции России на шаг Киева по направлению к НАТО: уже и так идет война, ей нечем удивить Украину, считают эксперты.

 / Соцсети

Украина официально закрепила свое стремление к членству в НАТО. Верховная Рада приняла закон, который закрепляет приоритетом внешнеполитического курса вступление в Альянс. За это решение проголосовало 276 народных депутатов.

По словам авторов документа, принятие этого закона будет способствовать расширению и углублению сотрудничества Украины с НАТО, укреплению национальной безопасности, а также приведет к гарантии ее суверенитета и территориальной целостности.

видео дня

Президент Петр Порошенко заявил, что подпишет данный закон, однако Украина пока не будет подавать заявку в НАТО.

"Давайте мы сегодня будем говорить не о формальной стороне подачи заявки, а о том, что Украине надо сделать, чтобы реформировать наше государство, чтобы оно отвечало тем критериям, которые необходимы для членства", — отметил Порошенко.

Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что законодательное закрепление курса Украины на НАТО — это важный шаг, однако на деле это пока ничего не значит. По их словам, теперь это стремление в Альянс необходимо будет подкрепить соответствующими действиями.

В России в тот же день высказали свою обеспокоенность действиями Украины, поскольку считают, что это угрожает безопасности РФ. "В Москве традиционно с недоверием и озабоченностью относятся к процессу расширения НАТО в сторону наших границ. Считаем, что это угрожает нашей безопасности и балансу сил в Евразийском регионе. Разумеется, российская сторона принимает все необходимые меры для ребалансировки ситуации и обеспечения собственной безопасности", — заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

Эксперты рассказали "Главреду", что даст на практике законодательное закрепление Украиной курса на НАТО, как это повлияет на сотрудничество с Альянсом, приблизит ли это нас к членству в НАТО, а также какие действия может предпринять Россия в ответ на такой шаг Украины.

Николай Сунгуровский

Директор военных программ Центра Разумкова

Николай Сунгуровский:

Законодательное закрепление курса Украины на НАТО — это действие на перспективу. Сейчас оно ничего не изменит.

Когда на предыдущих саммитах НАТО ставился вопрос о том, принимать ли Украину в Альянс, в НАТО всегда говорили, что не знают, хочет ли этого сама Украина, потому что это не было закреплено законодательно, не было и соответствующего референдума. Ранее такой курс определялся, но после того его несколько раз туда-сюда меняли. НАТО не с руки приглашать в свой состав нового члена с такой позицией, поскольку он сначала сам должен определиться, куда идет. Теперь уже стало понятно, и отговорки такого характера не будет, поскольку отныне это законодательно закрепленный курс. Будем надеяться, что надолго — до самого вступления в НАТО.

Все ожидали, что это произойдет еще в 2014 году. Но так не случилось, причем не без помощи наших партнеров по НАТО, которые в то время не хотели провоцировать Россию. Хотя эксперты неоднократно говорили, что Россию спровоцировать нельзя — Россия провоцирует себя сама с бо́льшим успехом, чем это делают ее противники. Посему этот довод не работал и не работает до сих пор.

Если бы России нужен был новый виток агрессии, она бы себя сама уже давным-давно спровоцировала. Москва говорила те же слова по поводу Черногории в НАТО, что и о нашем законе. Могут быть какие-то символические санкции. Но я бы не мерял деньгами нашу независимость и безопасность.

Стремление Украины вступить в НАТО — лишь повод для России. Ведь все события начались не с НАТО, а с подписания ассоциации с Евросоюзом. Россию не устраивает то, что Украина уходит с орбиты ее влияния. А куда она уходит — в НАТО или ЕС, Москву совершенно не интересует.

Игорь Романенко

Генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук, доктор технических наук, профессор, экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ

Игорь Романенко:

Раньше у Украины было лишь желание и стремление в НАТО. Теперь есть и закон, который четко закрепляет этот курс как приоритет внешней политики. Хоть оппозиция и высказывалась о том, что это — нарушение Конституции и так далее.

Но подготовка ко вступлению в НАТО не значит, что ею заниматься должны только Вооруженные Силы и силовые структуры. Это предусматривает подготовку всего государства и общества.

Соцопросы еще в 2011 году показывали, что за вступление в НАТО высказывалось всего лишь 15-22% украинцев и до 60% — против. Сейчас идею вступления в Альянс поддерживает гораздо больший процент населения — 60-65%, а некоторые опросы показывают даже больше. Чтобы вступить в НАТО, нужно не просто желание сделать это — нужен документ, который бы определял требования к государственным структурам, начиная с ВСУ и всех остальных, на этот счет. Теперь такой документ в Украине есть.

Поскольку мы стремимся к членству в Альянсе с 1994 года, то, по крайней мере, Вооруженные Силы принимали участие в натовских учениях. Но затем была пауза с нейтралитетом благодаря деятельности Януковича и его окружения. Теперь же это стремление восстановлено. Далее необходимо действовать в международной сфере — нужно показывать, что у нас это стремление закреплено на законодательном уровне. Нужно также осуществить соответствующие конституционные изменения (или конституционным большинством, или путем проведения референдума). Тогда со своей стороны Украина покажет, что она готова к членству в НАТО.

Безусловно, кто-то будет говорить о том, что Украина не в полной мере выполнила требования, необходимые для вступления в НАТО, в том числе ее Вооруженные Силы. И это действительно так, хотя и есть большой прогресс. Однако кто-то будет говорить, что это не столь важно, и они по-своему будут правы: НАТО расширяется, недавно членство получила Черногория. В НАТО принимали такие страны, как Германия в 1955 году, страны Балтии, Словению и Словакию, у которых и государство, и вооруженные силы не в полной мере были готовы к членству в НАТО. Пример вступления в НАТО Албании и Хорватии также показателен, ведь в случае Хорватии это происходило в момент противостояния с сербами. И эти страны не были готовы в плане соответствия стандартам и в плане стабильности, но, тем не менее, их приняли. Да и сама Черногория, вступившая в НАТО, не была стабильна — буквально недавно российские, сербские вооруженные силы фактически пытались устроить переворот в Черногории, но, несмотря на это, и ее приняли.

То есть дело не только и не столько в выполнении в полном объеме условий. Сейчас говорится о том, что на саммите в Бухаресте, если бы Германия и Франция не заняли столь строгую позицию, мы бы с большой вероятностью уже вступили в НАТО. А россияне в таком случае вряд ли бы решились разжигать третью мировую войну.

Так что законодательно закрепив приоритетом внешнеполитического курса вступление в НАТО, Украина сделала следующий шаг навстречу Альянсу. И это очень важный шаг, дальше нужно наращивать усилия в этом направлении.

При этом не следует опасаться возможной реакции России на такие шаги навстречу НАТО. Россия уже проявила агрессию по отношению к нашей стране, поэтому нет смысла бояться, что она станет еще агрессивнее. У нас уже идет война с Россией, потому нет смысла переживать, что она нарастит агрессию. Да, Москва пугает ядерным оружием, но это делает и КНДР. В этом плане Украине следует напомнить вновь о Будапештском меморандуме, согласно которому мы отдали ядерное оружие, потому-то сейчас мы имеем право сейчас себя вести таким образом и выбирать такой курс.

Угрозой для Украины будут учения "Запад-2017", которые пройдут в сентябре. Ведь Россия на фоне учений всегда проводит внештатную проверку своих войск и сил. Эту же схему она использовала, когда создавала группировку для вторжения в Крым и готовила аннексию. На учениях "Кавказ-2016" Россия нарастила контингент едва ли не до 200 тысяч, а сейчас — еще больше. России доверять нельзя. Но и опасаться ее угроз не стоит — она уже "наугрожала". Широкомасштабную войну России начинать невыгодно, поскольку она рассчитывает решить свои военно-политические вопросы с Украиной более дешевым для себя путем. Поэтому широкомасштабное наступление вряд ли будет, поскольку оно непременно будет значить большие потери и подрыв социальной ситуации в России, где и так весьма непростая обстановка. Потому на это Путин пока не решается.

Богдан Яременко

Дипломат, руководитель Фонда "Майдан иностранных дел"

Богдан Яременко:

Законодательное закрепление приоритетом внешнеполитического курса вступления в НАТО усиливает переговорные позиции украинской дипломатии в продвижении этой идеи среди стран Альянса. Теперь это — официальное желание Украины. Хоть это всего лишь внутреннеполитическая заявка.

Кроме того, принятие такого закона возлагает на правительство обязательство выделять деньги на это направление. Значит, что теперь официально государственный аппарат Украины должен быть развернут на выполнение этой задачи. Так что, приняв такой закон, мы встали на соответствующий путь, определив для себя, чем должны заниматься. Это — разворот политики.

Как может Россия действовать в ответ? Москва уже окончательно и давно исчерпала свои возможности удивить Украину. Все то, что мы видим на сегодняшний день, будет продолжаться. Ничего нового мы не увидим. А традиционно Россия относится очень драматично к теме НАТО, что видно не только по Украине, но и по Черногории, которая недавно вступила в Альянс. Однако я думаю, что своими действиями Россия Украину уже не удивит.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять