События 27 июня в Украине не только доказали, что гибридная агрессия России продолжается, но и что она способна коснуться практически каждого из нас. Поэтому искать возможности для защиты необходимо согласованно.
В Кремле любят привязывать свои агрессивные действия к определенным датам. Вспомните, как в 2015-м многие опасались начала полномасштабного российского вторжения 22 июня, в годовщину начала советско-немецкой войны. Убийство украинского разведчика Максима Шаповала также было приурочено сразу к нескольким датам — его приближавшемуся дню рожденья, дню части, где служил полковник ГУР, Дню Конституции Украины. Не исключено, что этот взрыв стал своеобразным катализатором для мощной кибер-атаки против самых разных сайтов, функционирующих в Украине. Конечно, не стоит отбрасывать и фактор устрашения противника, ведь в тот же день была подорвана и машина с контрразведчиками СБУ на Донбассе.
27 июня многие убедились в собственной уязвимости перед кибер-атаками, которые уже на протяжении длительного периода осуществляются в разных точках планеты. Из-за своей масштабности эта атака вытащила из зоны комфорта тысячи людей, которым до сих пор кажется, будто война в Украине где-то далеко. Действительно, зона непосредственных боевых действий разной степени интенсивности на Донбассе находится на большом расстоянии от многих больших городов нашей страны, но в современном мире эти расстояния легко скрадываются новыми методами ведения войны.
Кибер-атака, как представляется, была призвана породить панику в уставшем от войны украинском обществе. В Кремле хорошо понимают, что шансов развалить Украину изнутри куда больше, чем нанести ей в современных условиях военное поражение. Чего греха таить, четвертый год противостояния с Россией не всегда положительно отражается на общественных настроениях. Недоверие к власти, дающей немало поводов для критики, разочарование в ее способности изменить ситуацию порой становится не менее эффективным оружием гибридной агрессии, чем артиллерийские удары или действия диверсантов в прифронтовой полосе.
Необходимо понимать, что последние международные встречи Петра Порошенко вряд ли понравились Кремлю. Ни drop-in в Овальном кабинете с Дональдом Трампом с последующими встречами с ключевыми фигурами в его администрации, ни рандеву с Эммануэлем Макроном, во время которого молодой французский президент заявил о признании им и Ангелой Меркель факта российской агрессии в Украине не добавили позитива Путину и его команде. Украине удается медленно, но неуклонно убеждать своих западных партнеров, что действовать в отношении России необходимо жестко и согласованно. Заметьте, насколько тише стали голоса, кликушествующие еще полгода назад о необратимом "размене Украины".
Хотя наивно полагать, что Запад готов сегодня всеми силами встать на защиту Украины от агрессора, однако восприятие ситуации мировым сообществом сегодня куда более благоприятное для нашей страны, чем три года назад. Однако и украинскому обществу нельзя почивать на лаврах или полагаться на абсолютную поддержку наших союзников. Сегодня на повестке дня — формирование национальных интересов, их последовательное отстаивание теми, кто называет себя национальной элитой, поиск путей взаимодействия между органами власти и неравнодушными гражданами, формирование эффективной информационной политики. Нашей стране сегодня недостаточно опровергнуть навязывание ей Кремлем статуса failed state, ей необходима успешная история противостояния агрессивным действиям России.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред