Идея Савченко: стоит ли Украине идти на прямые переговоры с боевиками

9 июня 2016, 16:52обновлено 3 августа 2018, 01:19
Эксперты считают, что Савченко перепутала большую политику и микрополитику, предложив вести переговоры с "лидерами" "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, на чем уже который год настаивает Россия.

 / facebook.com/ato.news

Скандальное заявление народного депутата, летчицы Надежды Савченко о том, что Киеву нужен прямой диалог с "лидерами" самопровозглашенных "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, вызвало волну возмущения в обществе. Говоря о том, что нужно сделать Украине, чтобы вернуть контроль над Донбассом, она отметила: "Первое — продлить санкции против России, потому что она еще не поняла, что ей нужно уйти. Второе — выйти на прямую связь без минских договоренностей с "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. Выйти на внутреннюю связь без третьей и четвертой стороны".

При этом Савченко добавила, что переговоры с главарем боевиков Александром Захарченко должен проводить не президент Петр Порошенко. "Захарченко и Плотницкий могут позиционироваться, если так можно сказать, как "народные депутаты от "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР". Я готова с ними так говорить", — заявила нардеп.

видео дня

В "ДНР" (террористическая организация. - ред.) весьма оперативно отреагировали на заявление Савченко. Так, полпред "ДНР" (террористическая организация. - ред.) Денис Пушилин заявил, что готов к диалогу с Киевом через Савченко, если ее наделят соответствующими полномочиями.

"Действительно странно, но пока только у г-жи Савченко появилась мысль о необходимости прямого диалога с представителями Донбасса, а именно это закреплено в Минских соглашениях. Поэтому если Надежда Савченко будет наделена всеми необходимыми полномочиями, мы будем готовы вести с ней диалог", — сказал Пушилин.

Позже об инициативе Савченко высказался и советник главы Службы безопасности Украины Юрий Тандит. Он не поддержал идею Надежды Савченко, отметив, что Плотницкий и Захарченко являются преступниками, а не законопослушными гражданами Украины, и уж никак не могут восприниматься как народные депутаты от ДНР/ЛНР.

Экспертная среда и общественность не в восторге от инициативы Надежды Савченко вести прямые переговоры с боевиками, поскольку именно на таком варианте уже два года настаивает Кремль, пытаясь снять ответственность с России и сделать стороной конфликта на Донбассе боевиков. Многим не понятно, почему Савченко, которую в Украине воспринимают как героя, повторяет тезисы российского руководства.

Эксперты рассказали "Главреду", чем опасна идея вести прямые переговоры с главарями "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, чем вызвано заявление Савченко, так всколыхнувшее украинское общество, а также как эта скандальная история повлияет на ее рейтинги как политика.

Виктор Небоженко

Директор социологической службы "Украинский барометр", политолог и социолог

Виктор Небоженко:

Если Надежда Савченко, предлагая переговоры с представителями боевиков, рассуждает как военный, то это правильно. Плотницкий и Захарченко представляют сепаратистские военно-мафиозные группировки, но они — марионетки, за которыми стоит Москва. Переговоры с ними могут идти только о прекращении огня, линии разграничения и тому подобном — как с любыми полевыми командирами. На них нужно смотреть как на европейских талибов, сомалийских пиратов или конголезских сепаратистов, с которыми тоже нужно вести переговоры. Но — не на международном уровне и не как с субъектами международного права, а как с субъектами военных действий. Ведь мы же ведем переговоры с террористами, которые захватили самолет или какой-то объект, чтобы они отпустили заложников, и это делается не зависимо от того, какими идеологическими словами они прикрываются.

Савченко, конечно, превысила свои политические полномочия, делая такое заявление. Как народный депутат, она не имела права так говорить, но как военнослужащая Украины, которая сражалась на фронте против боевиков, она имела право заявить, что в переговоры с боевиками можно вступать, но только в очень узком кругу, и только в переговоры, не связанные ни с каким признанием лидеров сепаратистов, а только по поводу прекращения огня в данном конкретном месте и в данных конкретных обстоятельствах. Это правильно: чем меньше будет гибнуть людей, тем лучше. Если Захарченко и Плотницкий могут этому поспособствовать, то Савченко имела право на такую точку зрения. Если же Савченко полагает, что это продолжение "минского процесса", то она недопонимает всей серьезности ситуации.

Думаю, Савченко просто перепутала "большую политику" с "микрополитикой". Военнослужащие украинской армии и сепаратисты должны вести переговоры на линии фронта — этого никто не отменяет, это правильно. А вот считать их полномочными представителями оккупированной территории и вести с ними переговоры в международном составе нельзя. Так что, видимо, и Савченко что-то перепутала, и люди, начавшие волну возмущения и решившие, что она работает на противника. Думаю, что за пару дней она скорректирует свою позицию и скажет, что высказывалась как человек, который воюет, и речь идет о том, что Захарченко и Плотницкий могут участвовать в переговорах с нашими полковниками и генералами, которые находятся в зоне столкновения наших войск с противником, но ни в коем случае это не является признанием их права на оккупированные территории.

Я не представляю человека, который два года отсидел в тюрьме России за борьбу за целостность Украины, и который на второй день после освобождения скажет, что он против этой целостности! И она неправильно высказалась, и люди ее неправильно интерпретировали. Савченко должна будет объяснить, что имела в виду конкретные переговоры между военнослужащими с той и другой стороны — о защите мирного населения, о прекращении огня, отведении войск, обмене пленными и т.д., не больше. Захарченко и Плотницкий сейчас представляют террористические группировки Луганской и Донецкой областей, поддерживаемые и контролируемые Россией. По поводу непосредственных военно-политических вопросов с ними можно говорить. Но ни о каком признании не идет речь. Они сядут в тюрьму, когда все закончится, — это точно. Или убегут куда-нибудь за границу: они оба — импозантные, вряд ли для них в России найдется место.

Потому, думаю, не надо представлять Савченко "троянским конем". Она просто перепутала два вида переговоров: непосредственные переговоры на линии огня, когда надо вести переговоры, чтобы не убивать больше людей, чтобы обменять пленных и т.д., и переговоры, связанные с международным признанием "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. Ведь Савченко просто не имеет права такое обсуждать. Она два года сидела в тюрьме, и обессмыслить эти два года заключения ей будет совсем не к лицу.

На мой взгляд, эта история не повлияет на рейтинги Надежды Савченко как политика, потому что, повторюсь, что через пару дней она откорректирует свою точку зрения. Слишком много надежда связано с Савченко, и люди не будут терять эти надежды. Она — не глупая женщина, она поймет, что высказалась слишком вольно. То, что можно позволить себе говорить в российском СИЗО, нельзя говорить в Украине.

Николай Маломуж

Генерал Армии Украины, экс-глава Службы внешней разведки Украины

Николай Маломуж:

Россия учитывала и психологический, и патриотический фактор, и позицию Надежды Савченко, отпуская ее на свободу. Так Путин и показал свою лояльность Западу, и просчитал, что Савченко станет мощным фактором, дестабилизирующим ситуацию внутри страны, благодаря и своим патриотическим чувствам, и активным действиям против коррупции, и позиции относительно ситуации на востоке и т.д. Все это российские спецслужбы тщательно просчитывали: кто какую роль будет играть, причем даже не их сторонник, но и враг. Российские спецслужбы проработали это направление, понимая, что Савченко будет бороться и среди "своих".

Идея Савченко о прямых переговорах с боевиками бессмысленна, поскольку всеми процессами управляет Путин. А Захарченко и Плотницкий даже в процессе переговоров ничего не решают и не будут решать. Они просто высказывают позицию Путина, который на всех форумах и на уровне двусторонних контактов, призывал Украину начать прямые переговоры с лидерами "республик". Это же повторяет и Лавров, как мантру. Соответственно, это формат переговоров, к которому стремится Российская Федерация.

Савченко, исходя из лучших соображений, возможно, предполагает, что ей удастся достичь какого-то консенсуса в переговорах с Захарченко и Плотницким. Но не они принимают решения. Главная ошибка Савченко в том, что она забывает о том, что Захарченко и Плотницкого и всех боевиков на политическом и оперативном уровне контролирует Россия. Поэтому переход к такому формату переговоров только подтвердит позицию России. Мы видим, как на слова Савченко отреагировали и в России, и "лидеры" боевиков. В случае таких переговоров Россия просто будет реализовывать свой сценарий, в том числе опираясь на позицию Савченко. Ведь Савченко в понимании Кремля занимает правильную позицию, а украинское руководство — нет.

Если бы вопросы действительно решались на уровне Плотницкого, Захарченко, то это бы имело какой-то смысл, но, если мы четко знаем, что эти люди поставлены Россией, контролируются ее спецслужбами, а на руководящих должностях аппарата Захарченко, разных "министерств", "силовых структур", "прокуратуры" и даже "экономических структур" стоят представители спецслужб России, которые полностью контролируют процессы в любой сфере.

Думаю, что Савченко говорила это искренне, но также я очень хорошо знаю, как работают спецслужбы и России, и США, как они формируют позицию человека, даже патриотичного. Спецслужбы способны моделировать ситуацию. Так российские спецслужбы смоделировали, как будет вести себя Савченко в Украине, потому и отпустили ее на свободу — чтобы она стала фактором дестабилизации среди большинства людей, в патриотическом движении, и чтобы в "минском процессе" она сыграла выгодную России роль, даже не сознательно.

Эта история повлияет на рейтинги Савченко как политика. Поэтому ей крайне важно установить контакты с дипломатами, военными и другими специалистами высокого уровня, которые вместе с ней будут прорабатывать перспективы и направления, которые пойдут на пользу Украине. Если Савченко будет действовать, руководствуясь исключительно собственными соображениями, она наделает множество ошибок. Потому я бы рекомендовал ей выходить на контакт с профессионалами и специалистами, не зацикленными ни на каких структур, а, тем более, на России. А если продолжать бросаться такими словами, то это будет выглядеть очень негативно. Тем более, что та позиция, которую Савченко высказала, слово в слово говорил Путин, Лавров, Сурков и другие. Она просто попала в точку с позицией российского руководства.

Тарас Чорновил

Политический аналитик, бывший народный депутат Украины

Тарас Чорновил:

Идея Савченко о прямых переговорах с "лидерами" "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР — очень подозрительная и опасная. К тому же, она говорила о переговорах "без третьей и четвертой стороны". Это значит, что Украина, по ее словам, должна начать прямые переговоры с боевиками, "руководством" "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, отказавшись от каких-либо других международных форматов. И при этом Россия не будет больше определяться как сторона конфликта — она станет посредником, выйдя, таким образом, из-под удара. Также, выходит, при этом мы должны отказаться от помощи и поддержки наших западных партнеров: если речь идет о "минском формате", то подразумевается помощь ОБСЕ, если о "нормандском формате", то — помощь Франции и Германии, а если о еще более широком формате, то — США и ряда других стран, которые серьезно влияют на происходящее.

Эту идею я уже слышал, и не один раз. В частности, она озвучивалась Виктором Медведчуком, представителями "Украинского выбора". Эта идея активно пропагандируется Россией, поскольку для Москвы очень важно вывести Россию из-под удара, из списка участников конфликта. На этом постоянно настаивают первые лица Российской Федерации. Так, Лавров часто настаивает, что Россия — не участник конфликта, что с ней не о чем говорить, что она может только помогать, а переговоры должны проходить между Киевом и Донбассом. И Путин настаивал, чтобы "в Украине между собой договорились", чтобы "велись переговоры с представителями "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, а Россия поможет в чем сможет".

Савченко сейчас повторяет то же, чего требуют Медведчук, Путин и другие. Единственное, что при этом Савченко еще озвучивает жесткие фразы в сторону России. Это может значить, что это не чисто российская игра, а игра Медведчука.

Савченко в политике — довольно неопытный человек, но очень самоуверенный и с сильно завышенной самооценкой. Так было и в прежние времена, и когда она была в Ираке в составе нашей миротворческой полицейской миссии (еще тогда не гарантировалось выполнение ею приказов, точно нельзя было сказать, что именно она сделает). Она была такой же, когда вопреки приказу решила продвигаться в Луганск. Даже на тактическом уровне было понятно, что этого делать нельзя, поскольку наши люди были бы окружены, и это было бы очень опасно. Но — Савченко туда рванула, после чего погибли несколько человек. Кстати, она попросила прощения у родителей того парня, которого убила группа российских ГРУшников Александрова и Ерофеева (речь о бойце 92-й механизированной бригады Вадиме Пугачеве, погибшем под Счастьем — Ред.), но она не извинилась перед родителями тех парней, которых убили из-за ее действий. Такая самоуверенность превращает людей в хорошую мишень для манипуляций.

Во время ее пребывания в плену, насколько я понимаю, нею очень активно занимался Медведчук и его люди. Это делалось или с помощью адвокатов, или напрямую. Но факт в том, что перед освобождением и во время него фамилия Медведчука прозвучала, как минимум, трижды. Первый раз — когда задержали Веру Савченко, не выпускали из России, а потом, в итоге отпустили, она очень благодарила, несколько больше, чем нужно, именно Медведчука за освобождение (понимаю, когда тебе грозит административный арест в России, и тебя кто-то вырывает, то и черта лысого нужно благодарить). Второй раз — в момент освобождения Надежда Савченко Путин серьезно благодарил Медведчука за организацию этого обмена. Третий раз — после возвращения во время встречи с фракцией "Батьківщина" Савченко несколько раз очень настойчиво повторила, что благодарна Виктору Медведчуку за то, что он сыграл главную роль в ее освобождении.

После этого у меня не возникает особых сомнений в том, что ее "взяли в оборот". Вопрос только в том, насколько этот оборот масштабный: либо это персональная игра Виктора Медведчука на пользу России, либо это скоординированная Россией игра при участии Медведчука. Второй вариант, на мой взгляд, выглядит более сомнительным, потому что в России пытаются играть так, чтобы лично Путина не обижать. А Савченко Путина оскорбляет. Потому, очевидно, у нее контакты только с Медведчуком, и она уверена, что он ей помогает в том числе в борьбе против России. Это психологически совершенно дикая конструкция, но для таких людей, как она, это вполне возможно. Потому я считаю, что все эти действия и отдельные нюансы показываются серьезную завязку на влияние Медведчука.

Думаю, постепенно люди, которые кричали "Савченко — наш президент", начнут потихоньку кричать "предательница". Так было уже с Ющенко, когда люди, которые ставили свечечки рядом с его портретом, стали говорить, что он — стопроцентный предатель и враг Украины. То же будет и с Савченко. Есть большая часть общества, которая выстраивает свою политическую позицию исключительно на эмоциях, и есть некоторая весьма конъюнктурная группа политиков, которая формирует свои действия, исходя из того, на кого "клюют" люди. Савченко сейчас была на колоссальном подъеме, было море поддерживающих ее людей — и она слишком увлеклась этим. А теперь окажется, что вся эта масса — чисто эмоциональный электорат, который меняет свою позицию на 180 градусов за считанные дни. Потому, думаю, после этой истории будет некоторое падение рейтингов Савченко. Ведь для тех людей, которые очень ею восхищались, эти слова о прямых переговорах с "лидерами" "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР были очень болезненными.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять