Тенденция, которая сохранялась с начала избирательной гонки в США, начала меняться: если ранее все социсследования показывали, что американцы отдают предпочтение кандидату от демократов Хиллари Клинтон, то теперь, похоже, кандидат от республиканской партии Дональд Трамп начал врываться вперед. Так, согласно опросу CNN/ORC, Трамп опережает Клинтон.
У Трампа — 44%, в то время как у Клинтон 39, у кандидата от либертарианской партии Гэри Джонсона 9 процентов, а кандидата от "зеленых" Джил Стейн — всего 3.
Согласно опросу, где были представлены только два кандидата, Трамп набрал 48%, Клинтон — 45%. Опрос проводился по телефону 22-23 июля.
Тем не менее опрошенные "Главредом" эксперты по-прежнему считают, что у Хиллари Клинтон больше шансов на победу, не говоря уж о том, что она — более желательный президент США для Украины. Политологи рассказали, какова вероятность, что тенденция, которую засвидетельствовал опрос CNN будет сохраняться, и что популярность Трампа будет расти, а также что ждет Украину в случае его победы.
Политический аналитик, эксперт по вопросам международной политики, бывший народный депутат
Как правило, всем проводимым в США социологическим опросам доверять можно. Там не бывает манипуляций и существуют обязательные нормы, которые должны соблюдаться при исследовании. В отличие от Украины — где могут публиковаться очень странные результаты социологических исследований, которые полностью выпадают из общей картины, и в которых не указывается, по чьему заказу проводилось исследование. В США при приведении опроса очень жестко соблюдают стандарты. К примеру, если делается опрос о симпатиях и антипатиях по отношению к участникам избирательной гонки, то перед этим никто не будет задавать пять наводящих вопросов, которые подталкивают респондента к соответствующему ответу, который хотят получить. Это — манипуляции, и это в США недопустимо.
Поэтому европейским или американским исследованиям верить им можно. Но они могут иметь разный статус: есть статус, который предусматривает общую социологию, а есть статус, предусматривающий очень широкий, но нерепрезентативный опрос среди читателей или слушателей, или зрителей своей аудитории. То есть респонденты издания далеко не всегда отвечают полному срезу общества США.
CNN проводит такие опросы на основе своих программ и своей аудитории. Это значит, что ответы дают постоянные зрители конкретной программы, причем довольно активные. Поэтому данный опрос не является абсолютно репрезентативным — это опрос среди аудитории. Аудитория достаточно широкая, она не является партийно ангажированной. Но все равно это не та социология, которую можно воспринимать как нечто окончательное.
Тем не менее, опрос показывает тревожную тенденцию. Ведь раньше опросы основных американских изданий всегда показывали, что Трамп проигрывает Клинтон. Теперь же на примере отдельных аудиторий мы видим, что ситуация меняется.
Для Украины это своего рода предупреждение о том, что не исключено, что придется серьезно корректировать свою внешнюю политику и искать способы влияния и общения с той политической средой, с которой общаться сложно. Плюс — Украине придется искать посредников для такого общения. Ведь США являются участником всех ключевых событий в мире, в том числе они существенно влияют на российско-украинский конфликт, войну на Донбассе. Ни "минский формат", ни "нормандский, ни любой другой не могут работать без участия США.
Трамп не раз заявлял, что ему не особо интересны события в Европе, тем более, конфликт между Украиной и Россией, и что это дело Европы, а не его. Поэтому в случае гипотетической победы Трампа (которая сейчас стала чуть более вероятной, чем несколько месяцев назад, однако совершенно не является свершившимся фактом; тем более, повторюсь, этот опрос не имеет абсолютной репрезентативности) Украина будет вынуждена искать посредников для того, чтобы общаться с Трампом. К примеру, в республиканской партии США есть часть тех, кто отказался поддерживать Трампа, но есть и те, кто его по-прежнему поддерживает, и среди последних есть давний друг Украины — сенатор Маккейн, который в свое время проиграл Обаме, но который серьезно воспринимает Украину. Он четко заявил, что будет поддерживать Трампа и помогать ему формировать внешнюю политику и политику безопасности, которые, прежде всего, будут антироссийскими, а, кроме того, со счетов не будет сбрасываться вопрос поддержки Украины.
В случае победы Трампа придется меньше контактировать непосредственно с ним. Вариант, когда Порошенко мог спокойно позвонить Обаме, регулярно в случае серьезных событий консультироваться с ним, просить о поддержке, теперь исчезнет. Возможно, не навсегда. Придется больше работать с лидерами Республиканской партии, в том числе с Маккейном. Если нас будут интересовать какие-то вещи, которые проходят через Сенат или Конгресс, нам придется общаться с лидерами обеих палат американского парламента. И только после этого, постепенно мы сможем подойти к непосредственному общению с Трампом. Работа с таким человеком, как Маккейн, совершенно приемлема, однако при этом будет кардинально меняться дипломатическая картина нашей работы.
Но рано или поздно для Трампа, с его невероятными амбициями и полным невосприятием биполярного мира, который так стремится возродить Россия, Россия снова станет "врагом номер один" и источником зла. Потому рано или поздно республиканская доктрина, которая выстраивается на том, что нужно противостоять СССР или России, свою роль сыграет. Так что будет просто переходной период, когда нам придется работать с Америкой через других лидеров Республиканской партии.
Политтехнолог, директор компании BertaCommunications
Еще раньше я говорил, что эйфория от лидерства Хиллари Клинтон не должна никого приводить в вострог, потому что Дональд Трамп — это очень сильный кандидат. И сегодня в американской политике есть общий тренд — против высших эшелонов власти, против истеблишмента. Клинтон является не просто выразителем интересов высшего истеблишмента, но и воспринимается как его часть, поскольку в свое время была и сенатором штата Нью-Йорк, и госсекретарем. А Трамп — это единственный кандидат за всю историю США, который может стать президентом и который до того не занимал никаких должностей на государственной службе. Он не работал в госдепе, не был на военной службе.
В чем сегодня основной ресурс Трампа как кандидата? Это — белые избиратели, причем, в первую очередь, из провинции. Приблизительный расклад сил таков: 60% белых избирателей поддерживает Трампа, 40% — Клинтон. Среди американских избирателей других рас (латиноамериканцев, афроамериканцев и так далее) расклад таков: 75% — за Хиллари, 25% — за Дональда.
У Клинтон есть серьезная проблема, связанная с тем, что она постоянно оказывается в центре скандалов. Как говорят американские чиновники, есть подозрение, что скандал с перепиской Хиллари, который проходил через российские серверы, — это своего рода "помощь" от российских спецслужб кампании Трампа. То есть велика вероятность, что российские спецслужбы вскрыли переписку Клинтон, но обнародуют ее ближе к выборам для того, чтобы улучшить шансы Дональда Трампа, который не скрывает своей симпатии к российскому президенту. Так что ситуация может существенно меняться.
Опрос CNN — довольно весом и авторитетен, поскольку у телекомпании многолетнее реноме. И можно утверждать, что, в принципе, такие тенденции имеют место быть. Согласно предыдущим опросам, Клинтон опережала Трампа на 11%. Но ситуация меняется, поскольку около 20% избирателей еще не определились. И именно эти 20% неопределившихся будут давать результат.
Уже сейчас началась кампания относительно Трампа, которую называют KGB Trump. Такой хэштег широко используют ведущие американские аналитики, указывая тем самым на связь Трампа с Россией и последствия, которые это будет иметь для Украины.
Какими могут быть последствия? В отличие от Хиллари, которая уже представила кандидата в вице-президенты и свою команду, никто не знает, кто будет в политической команде Дональда. Высока вероятность, что его избрание может обернуться катастрофой не только для Украины, но и для НАТО — поскольку он уже заявил, что в случае избрания не собирается выполнять свои гарантии перед странами Балтии. Также Трамп заявил о том, что США могут выйти из Всемирной торговой организации. Поэтому, безусловно, приход такого неквалифицированного кандидата, с откровенно популистской позицией, может иметь катастрофические последствия не только для Украины, но и для безопасности в мире.
Директор информационно-политического центра "Перспектива"
Безусловно, опросу CNN можно и нужно доверять. Это — во всех отношениях очень серьезная контора и известная социологическая служба. Поэтому ясно, что цифры обоснованы, и им можно доверять.
Но есть и другая сторона этой медали. Америка — страна передовых технологий, в том числе социальных и политических. И все эти соцопросы в Америке, как нигде, имеют технологический характер — они задают горизонт ожиданий и формируют мнение. 3% в социологии — это ничто, это чуть больше статистической погрешности. Фактически 3% — это такой показатель, который всегда можно, "списать". Это значит, что Клинтон и Трамп идут нос в нос, потому что 3% — это не то преимущество, на которое нужно обращать внимание.
Сохранится ли это преимущество до осени, до выборов, до момента голосования? Это непростой вопрос. Насколько я понимаю ситуацию, Трамп не может победить на выборах в Америке. Если он вдруг победит, то (я, конечно, не хотел бы говорить какие-то неправильные вещи) может повториться Даллас, остановивший Кеннеди, который в свое время не устраивал определенные круги. Трамп Америке не подходит на нынешнем этапе развития. Причем это касается очень разных кругов, даже тех, которые принимают окончательные решения в США. Поэтому, думаю, у Трампа очень небольшие шансы победить. К победе идет Клинтон, и по реализуемой модели должна победить именно она. Эти 3%, на которые Трамп сейчас ее опережает, важны, но это больше повод для Клинтон и ее спонсоров мобилизоваться, вложить все финансовые и организационные ресурсы, чтобы нейтрализовать эти 3%.
Что касается последствий для Украины в случае победы Трампа. Существует стратегическая линия внешней политики Америки, где Украине отведены определенные место и роль. И эта стратегическая линия не изменится, независимо от того, победит Трамп или Клинтон, или кто-то другой. В стратегической линии США Украина занимает свою нишу, и мы будем оставаться в этой нише еще 10-15 лет. Это политика США относительно Восточной Европы, России (во всех американских доктринах написано, что Россия — враг Америки, потому нужно проводить в отношении нее, как минимум, политику сдерживания). И в этой политике у нас свое место, и оно не изменится, независимо от того, кто победит.
Но ситуативные вещи могут быть разными в зависимости от того, победит — Клинтон или Трамп. Возможно, риторика станет несколько другой, более наступательной, более приятной для Украины. А вот действия будут такими же, как и сейчас: будут какие-то обещания, какие-то поощрения, какое-то военное сотрудничество (военно-техническое в основном, военное — по линии НАТО и министерства обороны), будут какие-то поощрительные фотографии (как, например, когда Порошенко ездил на саммит НАТО, ему выделили почетное место на фотографии — за правым ухом Обамы, слева — Кэмерон, справа — Меркель, а Столтенбергу можно было смотреть на прическу сверху; то есть он стоял на Мавзолее Ленина).
Украина — часть мира, часть Европы, и никаких особых изменений после выборов президента США не произойдет. С 15 августа начнется заключительная стадия избирательной кампании, когда кандидатам надо будет рубить с плеча и сгоряча, говорить что-угодно, чтобы перетянуть избирателей на свою сторону. Нам надо меньше обращать внимание на предвыборные заявления кандидатов, потому что мы свое место в американской внешней политике не потеряем еще лет 15. А там — дай Бог дожить до того…
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред