Появление "Оппозиционного блока" в
2014 год оказался богатым политическими потрясениями. Одним из них стало фактическое схождение с политической арены Партии регионов, совсем недавно бывшей единоличной партией власти. Для некогда самой влиятельной силы, получившей в 2012-м 30-процентную поддержку избирателей, отказ от участия в досрочных парламентских выборах сильно напоминает капитуляцию. Впрочем, многие вчерашние регионалы решили принять участие в гонке за депутатским мандатом по списку "Оппозиционного блока". Его создание фактически поставило крест на Партии развития Украины – политическом проекте, который пытались запустить "взвешенные регионалы". Среди удач партийных хедхантеров можно назвать Вадима Рабиновича, а вот появление в проходной части списка Натальи Королевской можно объяснить разве только настойчивостью спонсоров.
"Оппозиционный блок", как и несколько других фаворитов избирательной кампании, можно назвать партией-бройлером – слишком быстро он формировался. Настолько быстро, что для формального лидера, подпись которого стояла под предвыборной программой, не нашлось места в партийном списке, который возглавил Юрий Бойко. Особой идеологии, кроме критики действующей власти, отыскать в программе "оппозиционеров" сложно, что и неудивительно, исходя из партийного названия. Анализ предвыборной табели о рангах "оппозиционеров" позволяет говорить о пересечении там интересов сразу нескольких влиятельных политиков и бизнесменов. Среди них – Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Виктор Медведчук. Сегодня все они обеспокоены политическим выживанием, как и ряд парламентариев, получивших мандаты по "оппозиционному" списку. Несмотря на давний конфликт, в одной фракции оказались Сергей Лёвочкин и Нестор Шуфрич, есть и другие примеры стыковок на основе политической целесообразности.
Надо отдать должное немалому мужеству кандидатов от "Оппозиционного блока", рискнувших баллотироваться в народные депутаты. И речь здесь не только о похождениях Нестора Шуфрича и Михаила Добкина в регионах, персонально переживших всплески "конструктивной критики избирателей", но и готовности политиков становиться ответственными за ситуацию в стране, изображаемую в партийной рекламе исключительно мрачными красками. Кампанией "Оппозиционного блока" руководит Пол Манафорт – американский политтехнолог, плодотворно сотрудничавший с Виктором Януковичем. Заокеанский специалист не пожалел мрачных красок для описания украинской действительности.
Хотя в мажоритарном округе из официальных выдвиженцев "Оппозиционного блока" победил только супруг Королевской – Юрий Солод, это не помешало увеличить фракцию на треть за счет депутатов-мажоритарщиков. Еще несколько парламентариев продолжают присматриваться к успехам "оппозиционеров", заявляющих о готовности к любому развитию событий. Но если угрозы Владимира Парасюка "вынести из сессионного зала" не стоит воспринимать однозначно, то развитие ситуации после начала работы Верховной Рады восьмого созыва заставляет "ОБ" быть начеку.
Проблема не только в том, что правящая коалиция не стала отдавать соратникам Бойко посты вице-спикера и главы парламентского комитета по вопросам свободы слова. Важнее в нынешней ситуации, по крайней мере, до сохранения депутатской неприкосновенности, контролировать регламентный комитет, дающий разрешение на привлечение парламентариев к уголовной ответственности. Однако в сложившейся ситуации даже согласие коалиции на управление представителем "Оппозиционного блока" имеет преимущественно номинальный характер, поскольку представители коалиции будут обладать большинством во всех комитетах Верховной Рады.
Куда более серьезную угрозу "Оппозиционному блоку" несут народные депутаты, не вошедшие в коалицию. Таковых насчитывается порядка восьми десятков человек, и при определенных усилиях они вполне способны создать собственный вариант оппозиции – конструктивной и настроенной на решение государственных проблем. Если депутатская группа "УкрОп" обретет реальную форму из двух десятков человек и сможет сформировать (в одиночку или даже в ситуативном альянсе с "Волей народа" и "Экономическим развитием") теневое правительство, то "Оппозиционный блок" может оказаться на обочине парламентских процессов.
Сегодня функционирование "Оппозиционного блока" изрядно напоминает стремление налить молодое вино в старые мехи. Без признания агрессивной роли России и конструктивной программы для избирателей из восточных и южных областей этот политический проект даже в случае обещанного структурирования рискует оказаться лишь переходным этапом от партии власти к политическому забытью.
Читайте также на "Главреде": "Новая Рада: Парад победителей. Сборная самоделка"
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред