В зоне проведения антитеррористической операции с 18.00 7 октября объявлен "режим тишины", который предполагает прекращение боевых действий и обстрелов. По словам спикера Информационно-аналитического центра СНБО Андрея Лысенко, этот режим будет длиться до тех пор, пока не будет достигнута конечная цель – полное прекращение огня на Донбассе.
Однако пока что боевики игнорируют "тишину" на востоке Украины и продолжают обстреливать позиции сил АТО. Опрошенные "Главредом" военные эксперты поддерживают идею объявления такого режима, поскольку он позволит избежать дальнейшей гибели украинских военных, однако не берутся прогнозировать, насколько боевики "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР готовы будут поддерживать перемирие. Однако эксперты склоняются к мнению, что террористы будут по-прежнему дестабилизировать ситуацию в восточных регионах Украины.
Кроме того, ситуация может измениться после выборов Верховной Рады: эксперты считают, что Россия хочет увидеть их результаты, чтобы понять, сколько прокремлевски настроенных политиков попадут в парламент, и сможет ли она добиваться поставленных целей в отношении Украины несиловыми методами.
Директор военных программ Центра Разумкова
Насколько будет соблюдаться "режим тишины" сказать сложно, потому что необходимо знать планы обеих сторон (а это закрытая информация). Пророссийской стороне выгодно и дальше поддерживать режим нестабильности, сеять панику и на волне предвыборной кампании и дальше расшатывать ситуацию в Украине.
По моим оценкам, сейчас у [президента РФ Владимира] Путина две задачи. Во-первых, провести как можно большее количество своих людей в украинский парламент, грубо говоря, создать в нем "пятую колонну". Во-вторых, используя политические разборки между партиями и их лидерами, попытаться расколоть и украинское общество.
А уже после выборов он будет оценивать ситуацию дальше, потому сейчас сложно предположить, какими будут его дальнейшие шаги. В целом, планы Путина строятся на основании реактивной политики, или политики реагирования на ту ситуацию, которая сложилась. Вполне возможно, что в случае неполной удачи и неполного воплощения тех надежд, которые возлагаются на предвыборную кампанию в Украине, он прибегнет к силовому варианту. Тогда будет возможным приведение в действие тех сил, которые скоплены на границе с Украиной, в том числе в Крыму, чтобы или прорубить коридор к Крыму, или выдвинуть такие условия на переговорах, когда Украина обеспечит транзитный коридор для обеспечения Крыма всем необходимым.
Пойдет ли та сторона на "режим тишины", увидим в ближайшее время. Интенсивность обстрелов снизилась, но сам факт их продолжения говорит о том, что нестабильность будет поддерживаться и дальше.
Экс-заместитель главы СБУ, генерал-лейтенант, почетный председатель международной общественной организации "Волынское братство"
Я всячески поддерживаю идею объявления "режима тишины", потому что при таком режиме не проливается кровь украинских военных, не гибнут наши парни. Это – главная причина, по которой я приветствую любые способы прекращения войны (кроме тех, которые идут во вред нашему суверенитету и территориальной целостности страны).
Сомневаюсь в том, что боевики согласятся на режим прекращения огня и будут ему следовать. Это может произойти, только если Путин более решительно заставит их выполнять свои указания, а сам изменит подход к происходящему и прекратит занимать двойственную позицию: с одной стороны, выступать в роли миротворца, а с другой – давать противоположные распоряжения и провоцировать украинскую сторону.
Если рассматривать пасьянс нынешнего противостояния на востоке Украины, то можно сделать вывод, что этот процесс на Донбассе будет длиться долго и не закончится на протяжении нескольких лет. Думаю, что мы получим новое Косово, новое Приднестровье или, скорее, новую Абхазию. Это будет новая уздечка для украинского коня. Ранее такой уздечкой был Черноморский флот РФ в Севастополе. Теперь Крым отобрали, и Донбасс станет новым рычагом влияния на Украину. В зависимости от поведения Украины и желания Путина в этот костер либо будут подбрасываться дрова, либо наоборот.
Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения
У российской стороны поле для маневра значительно шире, чем у украинской стороны. Мы уже неоднократно становились свидетелями того, как достигались договоренности, а боевики и террористические группировки, в составе которых есть, безусловно, и российские наемники, и, наверное, регулярные российские подразделения, нарушали эти договоренности. А потом кто-то из представителей таких организаций, как "ДНР" (террористическая организация. - ред.) или ЛНР, сообщал, что они прислушиваются к тому, что говорят в Кремле, но у них есть свои соображения, потому они поддерживают не все, что им говорят в Москве.
У террористических структур, которые захватили и контролируют часть украинской территории, есть некоторые неудобства в существующем сегодня раскладе: они хотели бы расширить свое присутствие, проще говоря, захватить бОльшую территорию, особенно – важные плацдармы (к примеру, донецкий аэропорт, Мариуполь и т.д.). Поэтому говорить о том, что к таким договоренностям есть доверие, не приходится.
Предохранителем тут может быть не какая-то договоренность или гарантия, а мощный арсенал и большие возможности сил обороны Украины. Если в качестве аргумента будут предъявлены мощные оборонные способности Украины, то можно будет говорить, что договоренности могут выполняться.
Но еще один важный аспект, который необходимо учитывать: это – результаты парламентских выборов. По нашим оценкам, Кремль и Путин пошли на это перемирие, прежде всего, для того чтобы не только закрепиться на нынешних захваченных рубежах, но и для того, чтобы посмотреть, насколько Путин может реализовать свою стратегию на территории Украины несиловым путем. То есть, ему нужно увидеть, насколько много прокремлевских людей и сил попадут в украинский парламент и смогут потом быть "рупором" кремлевских идей. Мы уже видели, насколько уязвимой является наша законодательная власть, когда во время важного визита Президента Порошенко в Вашингтон 24 депутата фактически предали украинскую идею и продемонстрировали готовность работать на Путина откровенно и открыто, и никаких мер по отношению к этим депутатам принять невозможно. Потому это мощная угроза и мощный вызов для украинской власти и народа. Если Путин увидит, что он способен реализовать хоть часть стратегии не силовым путем, то он с удовольствием переключится на то, чтобы определенное время осуществлять давление и реализовывать свои задачи по отношению к Украине не силой, но поддерживая военную угрозу.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред