Западные СМИ практически единодушно осуждают военные действия России в Крыму. Журналисты размышляют о том, какие действия могут предпринять США и Евросоюз в ответ на агрессию Кремля.
Обзор прессы собран журналистами Lenta.ru.
Первая полоса The New York Times: "Российские военнослужащие взяли под контроль основные магистрали Крыма, аэропорт и другие транспортные узлы, окружили административные здания крымских городов. Таким образом, военные закрепили начавшуюся в пятницу секретную операцию по установлению контроля за регионом, чье население в большинстве своем поддерживает Россию".
Газета уточняет, что на форме военных нет знаков различия, но перемещаются они на боевых машинах с российскими номерами.
Действия российских войск в Крыму, а также то, что Владимир Путин получил разрешение Совета Федерации на применение силы на Украине, газета называет "жестким отпором" американскому президенту Бараку Обаме, который ранее призвал Россию уважать территориальную целостность и суверенитет Украины. Впрочем, журналисты уверены, что за военное вмешательство Кремлю "придется заплатить".
The Washington Post: президент Freedom House Дэвид Крамер, в прошлом один из советников Джорджа Буша-младшего по России и Украине, уверен, что США должны немедленно ввести санкции против российских государственных финансовых учреждений; расширить действие "закона Магнитского" на Путина и его окружение; прекратить все переговоры о расширении торгового партнерства с Россией; собрать экстренное совещание стран НАТО и мобилизовать войска в странах, граничащих с Украиной; отправить американские ВМС в Черное море; осудить российскую агрессию в Совете безопасности ООН; добиться исключения России из "Большой восьмерки" и отмены июньского саммита в Сочи.
Необходимость реакции на действия России Дэвид Крамер называет главным вызовом за все время президентства Обамы; именно по этой реакции будут судить о двух его сроках в Белом доме, не говоря уже о том, что от этой реакции будет зависеть будущее России, Украины и самих США: "Доверие к США и так ослаблено тем, как неуверенно Обама проявил себя в ходе урегулирования ситуации в Сирии. А если позволить авторитарному тирану Владимиру Путину безнаказанно напасть на соседнюю страну, доверия не будет вовсе. Союзники перестанут нам верить, враги перестанут нас бояться, и мир станет значительно менее безопасным местом".
The Daily Beast опубликовал интервью с сенатором Джоном Маккейном. "Угрозы Обамы отказаться от июньского саммита — это смешно", — заявил Маккейн.
Однако, по его словам, сделать это нужно, а заодно по возможности исключить Россию из всех международных форумов на высшем уровне, "потому что Путин больше всего любит покрасоваться на международной арене".
Кроме того, считает сенатор, США могут ввести санкции в отношении высокопоставленных российских должностных лиц, возобновить развертывание систем противоракетной обороны в Восточной Европе и включить Грузию в состав НАТО. В интервью Маккейн также называет Путина "бывшим полковником КГБ, который всегда мечтал возродить Российскую империю".
Politio: руководителиФонда КарнегиЮджин Румер и Эндрю Вайс предупреждают Россию о плачевных последствиях полномасштабного вторжения в Украину: столь же легкой победы, как в Грузии в 2008 году, Кремлю здесь одержать не удастся: "Даже среди жителей русскоязычного востока найдется много тех, кто не захочет стать 90-м субъектом РФ, а на западе, где во время Второй мировой Советская армия вела ожесточенные бои с партизанами-националистами, вооруженное сопротивление будет еще сильнее".
Вторжение на Украину наверняка повлечет за собой ответные действия со стороны НАТО, так как многие члены Альянса граничат с Украиной и воспримут агрессивные действия России в этой стране как угрозу собственной безопасности. Однако главным следствием такого вторжения, считают Румер и Вайс, станет фактический разрыв между Россией и Западом: "Если Путин действительно выполнит свою угрозу и введет войска в Украину, это будет означать окончание эры "бархатных революций", начавшейся после "холодной войны". Ущерб для отношений России с Западом в этом случае будет куда большим, чем от вторжения в Грузию. Это будет возврат не к 2008 году, а к 1968-му".
The Telegraph: вторжение российских войск в Украину – это отголоски "холодной войны", а украинский кризис может стать самой большой угрозой для безопасности в Европе. Хотя беспокойство России за свои военные базы в Крыму и за благополучие русскоязычного населения обосновано и понятно, "это не дает Москве карт-бланш, чтобы устраивать аншлюс в нацистском духе".
The Guardian: Действия Кремля в отношении Крыма – стандартная тактика Путина, знакомая Западу еще по временам Советского Союза: "Упор делается на манипуляцию, элемент неожиданности и провокацию, когда нагнетается ощущение кризиса, а за ним следует просьба о помощи".
Все это Запад уже наблюдал в 2008 году во время конфликта с Грузией, в один голос говорят британские газеты.
The Independent: Задача России в Крыму — подорвать авторитет новой украинской власти (а слабая и разделенная Украина выгодна Путину) и еще раз подчеркнуть стратегические интересы Москвы в этом регионе. Путину важно удержать Украину, которая стремится к сотрудничеству с Западом, при себе: "Его амбиции по созданию Евразийского Союза между Россией и окружающими ее странами — это попытка вернуть мощь бывшего Советского Союза. Но чтобы новый союз состоялся, в нем должна быть Украина. А чем ближе Украина к Европе, тем это менее вероятно".
Британские издания отмечают, что Запад пока занял очень слабую позицию по Украине, дав Путину заметную фору для осуществления своих планов: "Международное сообщество выглядит бессильным, когда оно осуждает действия [России], но само воздерживается от конкретных действий".
The Times: "Господин Путин — не дурак. После неорганизованного ответа Запада на ситуацию в Сирии он знает, что западным политикам проще говорить, чем предпринимать какие-то действия". Политика невмешательства, которую заняли Европа и США, повлекла за собой нынешний кризис и очередное ухудшение отношений с Россией не в меньшей степени, чем агрессивная позиция Путина. "На то, что новая, близкая нам по духу Россия вдруг присоединится к Западу, всегда было странно рассчитывать, но для стабильности на Украине можно было сделать и больше".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред