На днях в Украине были опубликованы данные соцопроса Центра Разумкова по такому животрепещущему (к сожалению) вопросу, как взаимоотношения между Украиной и Россией, между украинцами и русскими. И тут же последовали комментарии политологов и журналистов на эту тему. Как всегда, у каждого комментатора свое мнение. Разумеется, у меня тоже оно есть.
Меня, с одной стороны, порадовали данные соцопроса, где все еще более половины украинцев, несмотря на войну, стоит за сохранение полноценных контактов с Россией; а с другой стороны, огорчил комментарий по этому поводу директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, в своей статье "Ни туда, ни сюда…" возмутившегося тем, что "в Украине имеется не менее 10% граждан, которые считают Россию нашим другом". Мне кажется, что находясь на такой должности, человек должен быть все-таки более гибким и более адекватно реагировать на ситуацию (ни в коей мере не желаю этим обидеть Виталия Мироновича, понимая, что у него душа и сердце болит за Украину, при этом, живя в России и наблюдая наяву весь ужас путинизма, могу заверить, что далеко не 86% поддерживают Путина, а гораздо-гораздо меньше и все эти цифры всенародного "одобрямса" от лукавого), ибо те самые 55% украинцев, высказавшихся против разрыва дипотношений с Россией, а тем более, те самые 10%, вероятно, отдают себе отчет в том, что воюет с Украиной все-таки не Россия, а преступный путинский режим (что, со всем миром тоже воюет Россия? Или все-таки Путин и его задолизы?).
И ярчайшим тому доказательством являются новости, когда на Донбасс в последнее время не только отказываются ехать путинские (или уже "непутинские"?) трактористы и шахтеры, но требуют отозвать их назад "отпускники"-военнослужащие российской армии, понявшие, в какую выгребную яму бросил их верховный главнокомандующий. А иные "отпускники" и контрактники начинают попросту саботировать приказы своих командиров, да и некоторые прозревшие российские командиры, "заливают" свою участь водкой… О так называемых "ополченцах", все больше и чаще дезертирующих, и вовсе промолчу. К тому же, сам г-н Бала в своем чате на "Главреде" в июне 2014-го заявил: "Пока в России правит Путин, я не вижу перспектив добрососедских отношений двух стран. Более того, количество граждан РФ, поддерживающих агрессию Путина по отношению к Украине, может на длительное время испортить отношения не только двух стран, но и народов...".
Однако я согласен с политтехнологом в том смысле, что "информационная политика государства по поводу происходящего между Россией и Украиной очень вялая, и именно она приводит к тому, что у украинцев формируется неопределенная позиция. А политики должны понимать, что будут проблемы, если они не начнут называть вещи своими именами. С момента агрессии России мы живем в условиях "ложного понятийного ряда", поэтому и получаем такие ложные представления граждан". Поскольку на информационном поле Россия даст Украине (да, пожалуй, и всему миру сто очков форы в пропаганде собственных идей и мыслей).
По этому же поводу добавляет свое мнение и политический аналитик, экс-нардеп, глава художественного объединения "Остання барикада" Александр Доний: "... До сих пор между Украиной и Россией существует транспортное сообщение, в частности, железнодорожное. До сих пор между Украиной и Россией курсируют сотни тысяч, если не миллионы украинских граждан, которые на территории России, с одной стороны, подвергаются "инфекции" российской пропаганды, а с другой — являются потенциальными заложниками, из которых всегда можно выбрать тех, кого посадить в российские тюрьмы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Ликбез для русских. Хохлы, малороссы или украинцы?
"Инфекция" российской пропаганды внедрилась в мозги и большинства россиян, начисто промыв их. Они верят всему, что им вещает зомбоящик. И страх кремлевского сидельца перед Майданом телевизионщики с большим искусством передали недалеким в политическом смысле россиянам. Даже я лично с этим столкнулся, когда одна моя родственница (русская, которая родилась и 50 лет прожила в Таджикистане, в Душанбе, и которую, несмотря на все ее заслуги просто вытурили из этой республики, а она сейчас живет в небольшом российском городе) с пеной у рта спорила со мной весной 2014 года, что, как они там посмели, в своей Украине совершить революцию, Майдан, свергнуть законно избранного президента. А самым главным врагом России среди украинцев она тогда назвала Коломойского (в то время главу администрации Днепропетровской области). На мой вопрос, слышала ли она что-нибудь о Коломойском до того, как тот обозвал Путина "карликом", она ответила в том смысле, что "не слышала и слышать не хочу". А на мой вопрос: не все ли тебе равно, что происходит в чужом, пусть и соседнем, пусть и братском государстве, и стоило ли туда вводить российские войска, она опять же в своем духе ответила: я знаю, что такое Майдан, я видела это в Таджикистане. На мой резонный ответ, что не надо сравнивать Среднюю Азию с европейской страной, каковой является Украина, она опять затянула песню, неоднократно слышанную ею по путинскому зомбоящику. А ведь родстве6нница эта не какая-то глупая клуша — врач высшей категории.
Но это все-таки русская. А у меня еще были "объяснения" с моей родней, жившей в тогда еще Днепропетровске. Тогда я еще не понимал, что это также работа русской пропагандистской машины.
Волею истории (или злого рока) так получилось, что вся моя родня осталась жить в Украине, а я по окончании МГУ им. М.В.Ломоносова "припарковался" в Москве. Разумеется, 30 лет редких свиданий, тысячекилометровое расстояние, а теперь еще и государственная граница не прошли даром — мы встречаемся не так часто, как хотелось бы, но когда встречаемся, конечно, ведем беседы не только "за жизнь", но и "за политику". И порою у нас едва до ссор не доходило. Это когда мне моя украинская родня начинала рассказывать, как же нам, россиянам, повезло, что во главе России стоит такой человек, который "порядок навел". А я им: "Это вам, наоборот, повезло, что вы живете в стране, где за двадцать с небольшим лет сменилось уже четыре президента, что у вас действительно выборы, а не самопереназначение главы государства, что у вас парламент — это место для дискуссий, причем, порою для весьма жарких дискуссий…". На что они мне отвечали: "А толку от этих выборов, если в стране нет хозяина!". И опять про Путина — вот, дескать, настоящий хозяин, настоящий мужик…
Но это все было несколько лет назад, еще при Януковиче. Тогда это для меня, во всяком случае, не звучало так тревожно. Однако же теперь ситуация изменилась. Но это для нас, здравомыслящих россиян, знающих всю обстановку в стране изнутри. Но, к сожалению и моему прискорбию, не для моей родни. Я более чем уверен, что подобные взгляды разделяют миллионы русских и даже "украинских" (коими и являются мои родственники) украинцев, что находит свое весьма серьезное подтверждение в последних событиях не только в Крыму, но и на юге и востоке Украины. Поэтому ситуацию вполне можно спроецировать на немалую часть украинского общества (хочу подчеркнуть, что иные из моих родственников весьма преуспевающие бизнесмены, а вот это еще более меня тревожит).
Сначала я пытался выяснить, как они относятся к Майдану. И ответ меня шокировал: да там же собрались одни бомжи, безработные и бандиты. Родня моя даже не удосужилась посчитать, что всех этих элементов там, на Крещатике, на Майдане Незалежности набралось несколько десятков тысяч. Это сейчас мы уже знаем, что были на Майдане и такие люди. Но ведь разговор шел в декабре 2013 года. Когда еще никакого "Правого сектора" и слышно не было, когда на Майдан, как на работу, ходили депутаты Рады во главе с Яценюком, Кличко и Тягнибоком. При этом многие украинцы потеряло всякую ориентацию в обстановке и снова, как и 25 лет назад, после развала Советского Союза, некоторые целыми семьями отправлялись в психушки — от таких резких перемен и потрясений у кого хочешь крыша поедет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Крым, который не "наш" и не "ваш". Взгляд с другой стороны
В очередной раз я решил позвонить своей родне после того, как от Украины с помощью "зеленых человечков" отцепили Крым, а в восточных областях как грибы после дождя стали появляться "народные мэры" и "народные губернаторы", а потом и ополченцы, у которых "вдруг" оказывались на вооружении танки, "Грады" и даже "Буки". И, наконец, понял, почему среднестатистический украинец (в данном случае, я их этнически не разделяю), живущий на востоке, юге и даже в некоторых центральных областях Украины, в лучшем случае нейтрально относится к тому, что Путин (точнее, его засланцы, чуть не написал это слово через букву "р"), по сути, раздирает на части их страну. Моя сестра тогда весьма эмоционально возмущалась тем, что новые киевские власти отключили в Украине российские телевизионные каналы (Первый, ВГТРК, НТВ и далее по списку). Я, было, порадовался за украинцев — хоть они будут избавлены от этой пропутинской мути. Но не тут-то было — сестра начала возмущаться еще больше: "Нас лишили свободы информации!"
Вот оно в чем дело! Да здравствует телевидение, лучший пропагандист и лучший агитатор, а также искуснейший провокатор! Вся моя родня, оказывается, с гораздо большим интересом смотрела российские каналы, нежели свои родные, рідною мовою. При этом они сами сейчас стараются разговаривать по-украински (детей, впрочем, учат в русских школах, говорят, там образование лучше). И, конечно, если они каждый день по ящику слышат, что дорогой Владимир Владимирович сделал это, решил то, поставил на место там и того (даже у Дерипаски попросил вернуть ручку), то куда там до него украинским президентам, позволяющим безнаказанно критиковать их всем, кому не лень. Они возмущаются тем, что при Януковиче (а еще раньше при Ющенко и Тимошенко) в стране разгулялась коррупция, с которой на может никак справиться и нынешний президент. И при этом слышат по российским каналам, как Владимир Владимирович борется с этим самым явлением в России. Они возмущаются тем, что Янукович построил себе в стране несколько дворцов, при этом, естественно, они же не знают, что у Путина в России подобных дворцов тоже несколько, только десятков. Они считают, что Путин совершенно правильно делает, что защищает интересы русских. При этом, почему-то у них даже вопроса не возникает, а почему Путин не хочет защитить интересы русских, скажем, в Прибалтике, где последние отнесены в ранг "негров". Или, к примеру, почему в Украине, где "притесняется" русскоязычное население, полно русских школ (да, сейчас их количество уменьшилось, но их не так уж и мало), а при этом в свободной России, кажется, вообще нет украинских школ даже в местах компактного проживания украинцев.
Все-таки справедливо считают журналистов четвертой властью — вон как лихо с ее помощью за какие-то 10 с небольшим лет удалось оболванить миллионы южных и восточных украинцев.
Когда я в очередной раз, по своей отдаленной от украинских реалий наивности, хотел было посочувствовать родне: мол, как вы там, под прессом российских автоматов и "зеленых человечков", мне тут же решительно ответили: "Хоть один мужик нас захотел к порядку приучить!" Ну что ж, родные мои, российский флаг вам в руки! Этот мужик вас и в самом деле, приучит к порядку, если вы того хотите и верите всему, что видели и слышали по российским каналам. Только не говорите потом, что я вас не предупреждал.
И стоит ли после этого удивляться, что 55% украинцев высказались против разрыва дипломатических отношений с Российской Федерации. Они все-таки продолжают себя ощущать скорее братьями с русскими, нежели врагами.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред