6-8 сентября в польском курортном городе Крыница-Здруй прошел XXVI Экономический форум, который называют "польским Давосом". Более 4 тысяч участников обсуждали разнообразные проблемы Старого Света, среди которых нашлось место и Украине.
Отмечу, что по сравнению с прошлым годом украинский премьер-министр (в сентябре 2015-го им был Арсений Яценюк, который предпочел встречаться со своей польской коллегой Беатой Шидло в Варшаве) доехал до Крыницы. И не только доехал, но и принял участие в ключевом мероприятии Форума — совместной дискуссии премьеров стран Вышеградской четверки.
Стоит отметить, что Владимир Гройсман оказался в непростой ситуации. Дело в том, что после Brexit в Центральной Европе наблюдаются тенденции, которые демонстрируют отличия ее политиков от старосветского поведения их коллег из Западной Европы. Отношение к одной из важнейших проблем — беженцев — можно выразить словами венгерского премьера Виктора Орбана, подчеркнувшего, что страны Вышеградской четверки готовы помогать беженцам, но не брать проблемы домой. В Венгрии скоро пройдет референдум относительно приема беженцев, и риторика лидера партии "Фидес" вполне логична.
Лидеры правительств государств Центральной Европы выразили поддержку европейской интеграции Украины, но при этом не стеснялись в своем стремлении продемонстрировать Брюсселю наличие собственной позиции. В этих условиях Гройсману с учетом ожидания Украиной вердикта о предоставлении безвизового режима был вынужден ограничиться расплывчатыми выражениями благодарности коллегам из стран Центральной Европы и уверенностью, что ЕС выйдет из кризиса более сильным. Положение обязывает.
Форум в Крынице можно назвать выставкой достижений польской экономики и политики. Не только масштабное представительство европейских экспертов и политиков, но и широта обсуждаемых вопросов свидетельствует об устойчивости позиции Польши на европейской арене и ее стремлении занимать все более активную позицию в континентальных делах. И Украина, по большому счету, могла бы усилить позиции своего стратегического партнера, несмотря на непростые явления в двусторонних отношениях в последнее время.
Многих украинских участников Форума удивило присутствие в Крынице представителей России и отечественных "героев вчерашних дней". Что касается украинских политиков, то логика организаторов заключается в стремлении услышать разные голоса (ведь Польшу представляли не только представители "Права и справедливости"). В отношении россиян отмечу, что наиболее одиозные персонажи, по всей видимости, были заняты избирательной кампанией в Госдуму, поэтому не приехали. А прибывшие в целом проводят кремлевскую линию.
Хочу остановиться отдельно на особенностях дискуссий с представителями России на подобных форумах. Они ожидают от своих оппонентов оголтелой русофобии, которую (как и любые другие крайние проявления) негативно воспринимают в Старом Свете. Поэтому куда более эффективным оружием выглядит аргументированная дискуссия с понятными доводами, которые вполне возможно подготовить.
Вашему покорному слуге удалось принять участие в двух дискуссионных панелях — "Столкновение цивилизаций. Поле битвы — Украина" и "Украина: мост или барьер между Востоком и Западом". Важное наблюдение: представители государств Западной Европы оценивают ситуацию в российско-украинских отношениях заметно более реалистично, чем раньше. Но при этом постановка вопроса в дискуссии далеко не всегда соответствует украинским интересам. Их необходимо отстаивать решительно и последовательно. Поэтому, оспаривая навязанный выбор между мостом и барьером, пришлось привести следующие аргументы:
— Подобная постановка вопроса ограничивает выбор. На самом деле, он намного шире, ведь Украина (географически и ментально) часть Европы, и этот факт не должен вызывать сомнений.
— Украина долго жила иллюзиями относительно возможности оставаться на шпагате между ЕС и Россией, но эта позиция оказалась ошибочной.
— Как может быть мостом одно из крупнейших государств Европы, находящееся в центре Европы? Зачем строить мост там, где для этого нет необходимости? Предлагая Украине статус моста, отдельные европейские политики фактически исключают возможность ее европейской интеграции.
— Собственно, и барьер в современном глобализированном мире — понятие негативное. Украина стала жертвой агрессии, и происходящее с ней на протяжении двух с половиной лет — показательный пример российской "дружбы". Путин даже сейчас иногда называет украинцев "братским народом", показательно не делая различий между русскими и украинцами. Но если ТАК поступают с друзьями и братьями, КАК поступят с другими государствами, не удостоенными подобных эпитетов? Вопрос риторический.
— Украина сегодня напоминает большой, немного запущенный дом в престижном районе. И пусть сегодня не хватает денег на косметический ремонт, замену коммуникаций, быстрое обновление, это не повод сносить его или разменивать на несколько квартир.
— Украина является такой, как вы ее ощущаете. В ней хватает не только проблем, но и присутствует мощный потенциал. Позвольте Украине самой выбрать свой путь развития — она в состоянии это сделать, и ничем не хуже других европейских государств.
— Запад до недавних пор смотрел на Украину сквозь призму российского интереса — работало правило business as usual и прагматичные интересы экономические, но аннексия Крыма и агрессия России на Донбассе заставили Запад поменять отношение.
— Следует признать, что Украина утратила немало шансов заявить о себе, лучше открыть себя миру, и эту проблему исправить.
— Сегодня Украина очарована европейскими ценностями, но очарование пройдет, может наступить скепсис, но ценности останутся.
— Украина сегодня — это наиболее реальная возможность усиления позиций государств Центральной Европы.
— Сегодня Украина — передовой рубеж в отражении российской агрессии по одной простой причине: без абсолютного влияния на Украину стремление Кремля восстановить имперское влияние не будет реализовано.
— Можно спорить, Украина — мост или барьер. Но однозначно Украина — не тупик. Украина — это пространство возможностей.
P.S. Пожалуй, главный вывод из событий Форума в Крынице: Украине необходимо научиться отстаивать интересы, формировать собственную повестку дня и не чураться дискуссий о своем будущем с заинтересованными оппонентами. Внимание мирового сообщества к происходящему в нашей стране необходимо поддерживать и даже подогревать.
фото: Facebook Олега Вострых
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред