Самая продолжительная карьера главы правительства в истории независимой Украины завершилась. Верховная Рада осторожно нащупывала пределы компромисса, не спеша при этом сверять его условия с Майданом. Виктор Янукович надавил на "регионалов" до олигархического скрипа. Политический кризис находит все новые проявления в жизни украинцев.
Николай Азаров предпочел добровольную отставку увольнению руками парламентариев. Ветеран украинской исполнительной власти покинул пост премьера, подчеркнув, что таким образом пытается открыть новые возможности для поиска компромисса.
Сомневаюсь, что уход главы правительства в конце января, после серии воинственных заявлений способствовал установлению гражданского мира. Не больше веры и обещанию Николая Яновича заняться партийным строительством: по всей видимости, у "регионалов" вскоре появится новый энергичный выбор. При определенном раскладе, на пост смогут претендовать активисты "Украинского фронта", открытого против оппозиции в Харькове.
Исполняющий обязанности главы правительства Сергей Арбузов не спешит играть мускулами, предпочитая миролюбивый тон заявлений. Оно и понятно – нет у Сергея Геннадиевича уверенности, что он сможет стать полноценным премьером. Среди его наиболее очевидных конкурентов – и.о. вице-премьера и "любимец Кремля" Юрий Бойко, подписывавший газовые соглашения в декабре 2013-го, активно уговариваемый Западом на роль премьера-реформатора Арсений Яценюк и Петр Порошенко, заметно усиливший свои рейтинговые позиции в оппозиционном сегменте.
Пока трудно говорить, насколько легко кандидат на пост премьера найдет общий язык с необходимым количеством парламентариев и президентом, которому предстоит вносить его кандидатуру на утверждение Верховной Радой. Под парламентским куполом царит неоднозначная ситуация: с одной стороны, конституционным большинством отменили позорные законы, принятые 16 января, с другой – Виктор Янукович лично "нагнул" непокорных парламентариев-"регионалов" неподалеку их рабочих мест ради принятия собственного варианта закона об амнистии участникам Майдана.
Его принятие скорее позволило получить передышку участникам конфликта, чем приблизило выход из кризиса. Запах компромисса в этом законе едва уловим. Похоже, власть так долго воспринимала уступки и компромиссы как родимое пятно слабости, что сегодня предпочитает больше ориентироваться в миротворческих инициативах на реакцию Запада, чем на сограждан.
Надо сказать, что ЕС и США наблюдают за украинской ситуацией пристально, но вмешиваться не спешат. Возможно, по той причине, что воспринимают обострение ситуации в Украине как прелюдию к хаосу в самом большом по площади европейском государстве. Не приходится сомневаться, что западные страны не заинтересованы в формировании "серой зоны" в центре Европы, поэтому предпочитают семь раз отмерить, а уж потом рубить сплеча.
Тем временем, Россия устами Владимира Путина выразила готовность сотрудничать даже с оппозиционным правительством и не сдавать назад в вопросе предоставления кредита и снижения на 30% цены поставляемого газа. Правда, руководство российского правительства поспешило фактически дезавуировать слова Владимира Владимировича, создав площадку для соло советника Путина Сергея Глазьева. Тот предложил Виктору Януковичу "подавить мятеж", угрожая в противном случае разнообразными проблемами и дезинтеграцией страны.
По странному совпадению и Министерство внутренних дел считает массовые выступления в центре Киева заранее подготовленными. В своих выводах стражи порядка опираются на информацию с изъятых в начале декабря серверов партии "Батькивщина". Сообщения пресс-службы МВД продолжают напоминать фронтовые сводки, хотя на Грушевского уже давно установилось затишье. Порой кажется, что руководство ведомства сознательно нагнетает напряженность, как минимум, играя роль "злого следователя", как максимум – выполняя заказ иностранных кукловодов, дергающих за ниточки украинского кризиса.
Неожиданное возвращение из застенков похитителей лидера Автомайдана Дмитрия Булатова лишь подчеркнуло сложность сложившейся ситуации. Официальная власть и реестровая оппозиция вряд ли способны договориться без участия представителей Майдана, но не спешат приглашать их за стол переговоров. В стране растет спрос на быстрые решения, а отношение к Майдану поляризует украинское общество, ранее отличавшееся терпением и толерантностью. Гипотетический выход из кризиса сегодня выглядит как далекий свет в конце километрового туннеля, по которому Украина продвигается сегодня с черепашьей скоростью.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред