Кульминация украинского политического кризиса стала кровавой. Переформатированное большинство Верховной Рады отстранило от власти Виктора Януковича, отказавшегося признавать решения законодателей, и назначило президентские выборы на последнее воскресенье мая. Одна из главных интриг будущей краткосрочной кампании – степень участия в ней освобожденной из колонии Юлии Тимошенко.
"Мирное наступление", призванное поддержать идею возвращения к Основному Закону в редакции 2004 года путем принятия Конституционного акта, обернулось ожесточенными столкновениями, охватившими Печерские холмы. Плечом к плечу с силовиками против протестующих действовала шпана, вооруженная и экипированная не без помощи власти. Подготовка сил оппозиции к управлению массами протестующих оказалась слабой, и противники Януковича были вынуждены вернуться на Майдан, так и не добившись от Верховной Рады хоть какого-то голосования. Сил оппозиции под парламентским куполом на тот момент оказалось слишком мало, чтобы убедить "регионалов" и коммунистов пойти на уступки.
А потом был штурм Майдана в исполнении силовиков, применивших бронетехнику и поджегших Дом профсоюзов, служивший несколько месяцев штабом протестующих. Однако и на этот раз хорошо подготовленные профессионалы не сумели победить более многочисленные сотни Самообороны Майдана и тысячи обычных граждан. В ночь неудачного штурма Виктор Янукович отказывался выходить на телефонный контакт с кем-либо, кроме Владимира Путина, но крайне сомнительно, что властелин Кремля посоветовал своему украинскому коллеге что-то дельное.
Лидерам оппозиционных фракций не без помощи западных дипломатов удалось убедить Януковича начать переговоры, объявив перемирие. Но уже 20 февраля, в день приезда в Киев тройки министров иностранных дел ЕС, неизвестные снайперы, которые вели огонь с крыш правительственного квартала, хладнокровно расстреляли десятки протестующих и нескольких силовиков. В столице Украины столько человек за один день не погибали после Куреневской трагедии 1961 года.
К счастью, наша страна не пошла по румынскому сценарию: усилиями европейских посредников Виктора Януковича и лидеров оппозиции подтолкнули 21 февраля к подписанию соглашения об урегулировании ситуации. Документ предусматривал возвращение к Конституции 2004 года, инициирование досрочных президентских выборов наряду с совершенствованием законодательства и сменой состава Центризбиркома, формирование правительства народного доверия. Проснулась и Верховная Рада - 233 депутата приняли постановление, которым осудили насилие и призвали силовиков вернуться в места постоянной дислокации.
Уже на следующий день парламент словно подменили. Процесс распада фракции "регионалов" приобрел характер массового дезертирства, причем ряды все еще крупнейшей фракции Верховной Рады таяли буквально на глазах из-за ухода тех, чья лояльность Януковичу не вызывала сомнений буквально вчера. В субботу парламентарии не только приняли отставку спикера Рыбака и первого вице-спикера Калетника, но и избрали себе нового председателя – Александра Турчинова, которому поручили координировать работу правительства, а позже назначили и.о. президента. В воздухе запахло узурпацией власти одним из вчерашних лидеров оппозиции.
Силовые структуры оказались обезглавленными даже на уровне областных управлений, что оперативно выяснили врио министра внутренних дел Арсен Аваков и уполномоченный парламента по контролю за СБУ Валентин Наливайченко. Зато подготовленными и боеспособными оказались пограничники, вступившие в перестрелку с охраной бывшего генпрокурора Виктора Пшонки и и.о. министра доходов и сборов Александра Клименко, пытавшихся пересечь государственную границу.
Не сумел покинуть пределы Украины Виктор Янукович, заявивший из Харькова, что считает происходящее в Киеве государственным переворотом и выразивший намерение искать поддержку в юго-восточных областях. Справедливости ради стоит признать, что лишение главы государства полномочий не напоминало процедуру импичмента, хотя и было принято конституционным большинством. Кроме того, Янукович покинул свою резиденцию "Межигорье", которая уже стала местом массового "паломничества".
Хотя инициированный харьковским губернатором Михаилом Добкиным съезд депутатов всех уровней от юго-восточных областей и Крыма не ознаменовался парадом сепаратистских заявлений, сам Михаил Маркович вместе с мэром столицы Слобожанщины Геннадием Кернесом предпочли из Украины сбежать (правда, по последней информации, они скоро вернутся). Однако в юго-восточных областях и в Крыму еще хватает горячих голов, рассчитывающих получить поддержку из Москвы, где последние изменения в Украине воспринимают крайне настороженно.
Одним из резонансных решений Верховной Рады стало освобождение Юлии Тимошенко, которое было оперативно подтверждено решением Печерского суда и реализовано в тот же день. Надо сказать, что Юлии Владимировне изменило ее политическое чутье: она не только поспешила из инвалидной коляски заявить о готовности принять участие в президентских выборах, но и выступила с речью на Майдане, которую участники акций протеста восприняли без энтузиазма.
Вряд ли нужны сегодня "гаранты" продолжения революции. Тимошенко необходимо понять, что она сегодня не в тренде, и ее возвращение в большую политику возможно только после продолжительной паузы.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред