Еще не успевшая оклематься от самого масштабного внутриполитического кризиса в своей истории Украина столкнулась с интервенцией государства, которое долгое время в Киеве считали стратегическим партнером. Хотя ситуация в развитии, некоторые выводы можно сделать уже сегодня.
Главный вывод – Будапештский меморандум 1994 года на поверку оказался бумажкой, на которую Россия даже не собирается оглядываться. Можно не сомневаться, что российские эксперты-международники детально изучили разницу между понятиями "меморандум" и "международный договор", доведя ее до политического руководства страны. Не приходится сомневаться, что российская сторона готовилась к осуществлению интервенции в Крыму давно и основательно, поскольку собственно военное вторжение подготовлено заявлениями российских дипломатов и информационной агрессией РФ по всем ключевым направлениям.
Даже субботнее заседание Совета Федерации, одобрившего обращение Владимира Путина о введении российских войск в Украину (Крым), прошло по заранее подготовленной партитуре. При этом российское политическое руководство действует с такой нахрапистостью и уверенностью в себе, что создается впечатление, будто всю информацию о происходящем в Украине оно получает из эфира телеканала "Россия 24".
Впрочем, впечатление это обманчивое, поскольку Россия обкатывает с определенной модернизацией абхазский сценарий, отчего логика ее действий становится предсказуемой. Марионеточные премьер и спикер парламента Крыма, стремление создать на основе дислоцированных на полуострове украинских воинских частей "армию и флот Крыма" (не находящее эффективной реализации), обращение за финансовой помощью к Кремлю. Москва играет двумя руками сразу, правой – за свои национальные интересы, левой – за крымских марионеток, не забывая максимально дестабилизировать ситуацию на юго-востоке Украины, где в Донецке и Луганске произошли весьма тревожные для Украины события.
Стоит отметить, что Государственная Дума готовится рассмотреть изменения в законодательстве, позволяющие принять в состав России новый субъект из числа приграничных, если центральная власть в этой стране является недостаточно легитимной. Несложно догадаться, почему Кремль не собирается вести официальный диалог с Киевом - такие переговоры могут способствовать легитимизации новой украинской власти. По крайней мере, до того времени, пока не будет так или иначе разрешена крымская проблема.
Украина уже традиционно встретила наступление врага слабо подготовленной. В пространстве и времени соединились факторы четырехлетней необъявленной войны украинского руководства против собственной армии и спецслужб и ставка на политические назначения, а не на профессионалов, которую сделали Турчинов и Яценюк. Случай с командующим ВМСУ Денисом Березовским, перешедшим на сторону крымской власти, выглядит весьма показательным, да и украинские МВД и спецслужбы пока не могут похвастать высокими профессиональными достижениями. Политические позиции официального Киева сегодня держатся на верности присяге украинских военных, оказавшихся в Крыму неожиданно на чужой территории, практически без надежды на помощь с большой земли.
Хотя западные высокопоставленные лица продолжают демонстрировать постоянно усиливающуюся обеспокоенность сложившейся ситуацией, это не влияет позитивно на действия российских военных в Крыму. Секрет прост: запас прочности у РФ намного больше украинского. Поэтому Россия в Крыму преподает Украине жестокий урок необходимости проводить системную государственную политику в сфере безопасности и информационной, вести диалог с местными элитами и принимать жесткие и ответственные решения. Жаль, что цена этого урока для Украины до сих по не определена, но кажется весьма высокой.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред