Жить по законам толпы, или Почему молчат судьи?

10 апреля 2015, 12:24обновлено 3 августа 2018, 01:12
Честные судьи остались один на один с системой.

Не все согласны жить по законам толпы

Пока в Украине обсуждают вопрос люстрации судьей, и сам её механизм фактически ржавеет, появился шанс изменить судебную систему изнутри. Есть те служители Фемиды, которые готовы рассказать о закрытой системе. Правда, одни из них доведены фактически до отчаяния, другие — заговорят при условии анонимности, третьи — просят для себя защиты и уверенности в объективном и своевременном расследовании.

Один против всех?

видео дня

На днях в СМИ появилась информация о некоем судье Апелляционного суда Черкасской области Сергее Бондаренко. Человек, работающий в системе 13 лет, два года пытается ей противостоять, а точнее — главе своего суда Владимиру Бабенко. Последний, в частности, требовал от Бондаренко принятия неправосудных решений.

"Накануне председатель суда Бабенко вызвал меня в служебный кабинет и сказал, что судебное решение (о выселении из служебного помещения) должно быть принято в пользу ПАО "Азот", мотивируя тем, что ПАО "Азот" представит суду для празднования Дня суда бесплатно здание Дворца дружбы народов. Я ничего не ответил и вернулся в служебный кабинет", — рассказал судья Сергей Бондаренко во время судебного заседания. В результате он принял неудобное решение, за что глава суда и отчитал подчинённого.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Наказание для судей Майдана: никто не должен быть забыт

Судья тот разговор записал на диктофон. "Ты проявил большое неуважение ко мне и всему коллективу. Ты объявил войну. Как только узнаешь, что мне кто-то позвонил, начинаешь всё делать наоборот. Пока я тебе в жизни ничего плохого не делал, но будь аккуратным", — слышен голос на плёнке. Слова удивляют и возмущают? Глава суда угрожает судье за принятие законного решения?

Эта запись была сделана ещё в декабре 2013 года. Но тогда был Майдан, и судья Бондаренко отложил аудиофайл в дальний ящик. После марта 2014 года, увидев, что ничего не изменилось — Бабенко остался главой суда, а давление на него самого только возросло (судье сожгли автомобиль, домой приходили неизвестные, и ему пришлось вызывать милицию), Бондаренко решился подать заявление в прокуратуру, указав в нём о давлении на него, а также обратился к народным депутатам. В результате — было открыто уголовное производство. Но в январе 2015 года закрыто — следователи не нашли состава преступления в действиях главы суда. Бондаренко снова подал в суд. И Александровский районный суд Кировоградской области 25 марта отменил постановление о закрытии криминального дела.

В это время судью уже разыскивал юрист Автомайдана Роман Маселко. Он — активист, выступающий за очищение судебной системы. Маселко уверен: Бондаренко может быть той ниточкой, с помощью которой можно распутать клубок корпоративной судебной системы, а значит — дать старт её обновлению.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лишить иммунитета: наказание "избранных" Царевич, Вовка и Кицюка или очищение судов?

"Очевидно, на судью давили, — говорит Маселко. — Ему не давали полноценно работать. Сначала лишили помощницы. Сегодня она готова свидетельствовать в деле Бондаренко — может подтвердить факт давления как на судью, так и на неё. Помощнице, например, сделали выговор за то, что она 31 декабря 2014 года не присутствовала на церемонии поздравления главы суда, чем нарушила трудовую дисциплину".

"Я работал в Черкассах при трёх разных главах суда, но такого как сейчас не видел, — говорит сам судья Апелляционного суда Черкасской области Сергей Бондаренко. — Как работает система сейчас, видно на примере моей истории. В ней всё написано между строк. Но я не буду жить по законам толпы. Я делаю то, что делаю".

Дела Майдана

Надо заметить, что не зря свою историю Бондаренко отложил на время Майдана. Черкассы — знаковый город. В его судах состоялось не одно резонансное заседание. В частности, именно там был задержан активист Автомайдана Сергей Хаджинов. В ту же ночь отправили за решётку ещё 12 человек. И с большей долей вероятности можно допустить, что такие резонансные дела не могли пройти мимо главы Апелляционного суда Владимира Бабенко, ведь апелляции подавали многие.

В связи с этим сам судья Сергей Бондаренко не захотел молчать тоже — он уже побывал в следственном управлении Генеральной прокуратуры в Киеве. Там давал показания, касающихся событий, связанных именно с Майданом в своём городе. Что говорил — тайна следствия. Но важнее другое — сам факт дачи показаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пуля под сердце на Институтской. Почему майдановцы были готовы отдать жизни за Украину?

Мы интересуемся у судьи, усилилось ли давление на судей в Черкассах во время Майдана. Он делает паузу. Слышно, что сомневается — говорить или нет. После чего всё-таки отвечает утвердительно.

"Но никто из них не свидетельствует, — продолжает он. — И, возможно, не заговорит никогда. Понимаете, судьям надо дать защиту от государства. Вот смотрите, куда бы я ни обращался, везде стена, правовыми методами достичь чего-то сложно. И другие судьи тоже это видят. И они видят, как меня сейчас обливают грязью. Я не хочу даже говорить об этом, ведь когда у людей заканчиваются какие-то логические аргументы, то они переходят на личности. Если бы вы были судьёй и видели, что происходит со мной, вы бы не боялись говорить? Это любого остановит. Но я уже понимаю, что останавливаться нельзя. А если другие судьи сейчас начнут говорить, то они будут фактически свидетельствовать против себя".

Он осторожно намекает, что есть такие коллеги, которые готовы пойти за ним.

"Но внешне вида они не подадут. Хотя по моему уголовному делу некоторые судьи дали показания, а некоторые только обещали — позже отказались", — уточняет Бондаренко. "Почему судьи во время Майдана так делали? Потому что они не являются независимыми, — говорит судья. — И если всё вот так оставить, то эта зависимость останется". А вот с чего начать реформы, черкасский судья не знает. "Надо, например, передать функцию назначения и увольнения самим судьям", — думает он.

При этом Бондаренко настаивает: "Не надо сейчас поднимать судейский вопрос в прессе относительно Майдана". Поскольку, по его мнению, это может навредить следствию. "Вы же хотите установить истину, или хотите быстро огласить? Пока дело не сдвигается с мёртвой точки. То, что я дал показания — ещё ничего не значит. Против меня ещё 120 человек дадут. И что? Я своё сказал. Пошёл в открытую. Но они к этому не готовы", — говорит он.

Судейский тыл

"На примере судьи Бондаренко я впервые увидел и понял, каким образом судьи поддаются влиянию, — говорит Роман Маселко. — Раньше я думал, что судьи сами для себя решают, хотят делать это они или нет, и если не хотят, то просто принимают законные решения и не поддаются манипуляциям. Но я подумать не мог, что если кто-то отказывается выносить незаконные решения и идти на поводу у главы суда, то лишается возможности нормально работать. А получается, если ты не выполнишь то, что решили сверху, получишь ужасную жизнь — становишься изгоем. Поэтому я считаю, что таких судей, как Бондаренко, надо максимально поддерживать. Им сложно в принципе противостоять системе, но если они и начинают, то против них поднимается целая кампания по дискредитации".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Адвокат майдановцев Елена Сказко: Если человек не может найти закон с суде, то найдет его на улице

Юрист утверждает, что важна поддержка общественности. И если дело Бабенко будет расследоваться, а глава суда будет наказан, то это послужит толчком к тому, что судьи начнут давать показания, и мы сможем стать свидетелями завершения множества резонансных дел.

"Также этот пример показывает, каким образом во времена Майдана могли решаться дела, — продолжает он. — Глава суда Владимир Бабенко ориентировался во всех резонансных делах, которые рассматривались на тот момент. И дела Майдана были таковыми. Судья Бондаренко — не уголовный судья. Но он присутствовал на общих собраниях и слышал высказывания главы суда по поводу дел Майдана. Знает информацию и от коллег. Но поскольку сейчас ведётся следствие, судья Бондаренко не может рассказать подробности".

Сегодня есть судьи, которые готовы давать показания, подтверждает юрист. Но к ним надо найти правильный подход. Например, поступки Бондаренко уже вдохновили одного из киевских судей давать показания в прокуратуре. "Не будем пока называть его имя, — просит Маселко. — Также мне пишут адвокаты, которые встречались с судьями, готовыми также давать показания, и помощники судей. И их будет больше, если они увидят позитивное решение по Бондаренко, если соберётся совет судей и выразит таким, как он, поддержку. Кроме того, следователи должны активизироваться и проводить допросы более активно. Большинство судей ждёт, когда их вызовут".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Узники Банковой: год спустя

Но всё-таки ключевой вопрос: почему судьи молчат? "Верно, потому что у них нет уверенности, что произойдет после того, как они дадут показания, — говорит Роман Маселко. — И начинают говорить только те, кто загнаны в угол, как судья Бондаренко, или те, у кого есть личная выгода. И на самом деле в наше время и в этих условиях надо быть чуть-чуть странным, чтобы начать давать показания просто так — ты же часть коллектива, системы и вдруг идёшь против них. И очень мало тех, кто на это согласится. И если будет давление общественности и следственные действия, то, возможно, некоторые и смогут. Но при этом они должны чётко понимать, что произойдёт после того. Во-первых, многие хотят знать, что расследование будет проводиться должным образом и будет доведено до логического завершения. Во-вторых, они должны быть готовы к тому, что будут попытки их преследования. Ведь, например, ко всем резонансным делам были подключены главы судов, которые, очевидно, не сами принимали такое решение — им спускалось оно из высоких кабинетов. И в тех кабинетах сегодня сидят те же люди — полной чистки же не было. И они до сих пор влияют на процессы. Взять бы хотя бы Совет судей Украины. Он молчит. Хотя в то же время он очень громко заявил о преследовании трёх судей Печерского суда, по которым было внесено представление генпрокурора в ВР. Но Совет ничего не говорит о тех судьях, которых преследуют внутри системы. Кроме того, не было никакого публичного заявления Президента и генпрокурора о том, что люди, которые дают показания, получат максимальную поддержку. Поэтому мы написали обращение в Совет судей Украины, чтобы он публично заявил о своей позиции: об осуждении давления со стороны глав судов, поощрении дачи ими показаний. И главное — он должен обозначить, что будет защищать всех тех, кто решится на такой шаг. Потому что сейчас такие судьи один на один с системой".

Таким образом, реформирование системы должно идти как с внешней стороны — путём принятия законов и давления общественности, так и изнутри — благодаря тем судьям, которым надоело быть просто каким-то инструментом в чужих руках.

"1% доверия к судьям — это же кошмар. 80% — недоверия. Это как к российским СМИ", — уточняет юрист Автомайдана.

Судья Бондаренко в своих высказываниях аккуратен. На вопросы о продажности и коррумпированности коллег отвечает сдержано: "Не надо ставить всех судей на один уровень, говоря о коррупции и нечестности. Когда я ехал в Александровский суд, был уверен на 99%, что решение не будет принято в мою пользу. Я же знаю систему изнутри. Но решение было в мою пользу. А когда возник вопрос о присутствии журналистов, то я сказал: "Смотрите, на судейскую систему сейчас выливают только грязи, давайте покажем, что мы работаем по-другому", и судья удовлетворила ходатайство журналистов".

Хотя чтобы по-другому стали работать такие судьи, как Оксана Царевич, должно что-то произойти из ряда вон выходящее — кто-то ей должен гарантировать и безопасность, и поддержку сверху.

"Она сама загнала себя в тупик. Но и для неё был бы неплохой вариант исправить своё положение собственными показаниями — рассказать, как было на самом деле, кто давал указания. Люди готовы прощать. Наша же цель не наказать отдельных судей, а изменить систему, чтобы люди, как минимум, боялись совершать такие очевидные проступки. Вряд ли после записи Бондаренко какой-то глава суда позволит себе так открыто говорить с судьёй о каком-то деле. И это уже хорошо — возможно, уменьшится давление", — резюмирует Роман Маселко.

Тем временем сегодня уже известно, что в эту пятницу, 10 апреля, состоится заседание Совета судей Украины, на котором будет рассматриваться вопрос черкасского судьи Бондаренко и давление на него главы суда Бабенко.

"Я говорил в среду (8 апреля, — Авт.) и с генеральным прокурором Виктором Шокиным. Он услышал нашу просьбу об особом внимании к расследованию дел в отношении судей, — говорит Роман Маселко. — Шокин подтвердил, что все судьи, которые будут давать показания и содействовать следствию могут быть уверены — их показания не будут напрасными. На особом контроле у Шокина будет и дело Бондаренко и его показания об Автомайдане в Черкассах".

Фото: vk.com

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять