Логика истории. Священник объяснил, почему Украинской единой поместной православной церкви — быть

10 июня 2017, 07:08обновлено 3 августа 2018, 01:25
Москва прилагает все усилия, чтобы удержать Константинополь от более решительных действий, говорит архиепископ Евстратий.

Архиепископ Евстратий (Зоря)

Рано или поздно в Украине будет единая поместная православная церковь, однако ее созданию мешает ряд внешних и внутренних факторов.

Об этом архиепископ Черниговский и Нежинский, секретарь Священного Синода Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Зоря) рассказал на чате в "Главреде".

видео дня

По его мнению, самыми большими препятствиями на этом пути являются следующие:

1) Страх среди духовенства и верующих Московского патриархата перед властью Москвы: там боятся, что, потеряв зависимость от России, они лишатся так называемой каноничности, и Благодать Божия уже не будет у них действовать, говорит архиепископ.

2) Отсутствие признания независимости Украинской церкви со стороны Константинопольского патриархата. Надо понимать, что сейчас РПЦ обладает подавляющим большинством по количеству приходов и другим показателям во всем мировом православии и фактически диктует свою волю многим другим поместным церквям. Москва угрожает Константинополю, что в случае признания последним Киевского патриархата она разделит всё православие, разорвав отношения с Константинопольской церковью. Константинополь имеет исторический и обусловленный канонам авторитет, а Москва — силу. Поэтому, учитывая потенциальную опасность для себя и всего православия, Константинополь и не проявляет до сих пор решимость, а, скорее, ожидает развития событий. Такая нерешительность Константинополя используется в качестве аргумента внутри Украины теми, кто сопротивляется единству и независимости Украинской церкви. Для Москвы выгодно сохранять статус-кво, поэтому она прилагает все усилия, дабы удержать Константинополь от более решительных действий, подчеркнул священник.

3) Внутренняя ситуация в обществе и государстве. История православных церквей знает много примеров существования непризнанных автокефалий, самый яркий из них — Русская церковь, которая была непризнанной 141 год. Но во всех этих случаях государство и общество имели в целом однозначную позицию поддержки своей поместной церкви, а не церкви, которая находится в бывшем имперском центре. Мы видим, что в течение 25 лет и в государстве, и в обществе в Украине нет такого единства. Часть поддерживает Украинскую церковь, а часть — Русскую. Отсутствие этого единства также является фактором, который подпитывает церковное разделение. Особенно это было видно в периоды, когда государственное руководство прямо становилось на сторону Московского патриархата. В частности, так было в 1994-2004 годах и в период президентства Януковича. Очевидно, что преодолеть такие тенденции в короткий срок очень сложно. Но мы видим, и это фиксируется социологическими исследованиями, дело продвигается в правильном направлении: за последние три года число сторонников Московского патриархата постоянно уменьшается, а сторонников Киевского патриархата — растет. Если эта тенденция сохранится, то через несколько лет ситуация может кардинально измениться, особенно учитывая, что Россия теряет влияние и на государство, и на общество в Украине. Очевидно, что нам хотелось бы, чтобы все эти процессы происходили быстрее, но важно помнить, что постепенный естественный процесс лучше принудительно ускоренного, подметил архиепископ Черниговский и Нежинский.

Мы как церковь Киевского патриархата все эти годы работали и дальше работаем над тем, чтобы в Украине была Единая поместная церковь. Мы видим, как в этом нам помогает Бог. И я абсолютно убежден, что рано или поздно, но уже в ближайшем будущем мы достигнем этой цели. Не потому что этого хотим мы, а потому что это логика истории, неотвратимость исторического процесса и благословение Божие, уверен секретарь Священного Синода УПЦ КП.

Что касается руководства церквей, действительное или мнимое сопротивление объединению с их стороны преувеличивают для того, чтобы предоставить проблемы более персонифицированного характера, якобы проблема независимости Украинской церкви находится исключительно в плоскости личных отношений, восприятие или невосприятие каких иерархов. На самом деле это не так. Движение за церковную независимость началось еще сто лет назад, и каждый раз московская пропаганда пыталась сводить критику этого движения к критике персоналий. Сначала Москве мешал митрополит Василий Липкивский, затем — митрополит Поликарп Сикорский, затем — митрополит, а с 1990-го года патриарх Мстислав Скрипник, теперь мешает патриарх Филарет. Очевидно, что кто бы ни был на месте главы независимой Украинской церкви, он тоже будет мешать Москве. Поэтому сводить вопрос церковного единства и автокефалии только к персоналиям неправильно, — резюмировал Евстратий.

Напомним, ранее священник объяснил, почему после падения власти Путина Русскую церковь ждут испытания и страдания.

Больше читайте на "Главреде": "Архієпископ Євстратій (Зоря): Московський патріархат в Україні не повинен бути заборонений".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять