Начало осени ознаменовалось выходом из парламентской коалиции фракции Радикальной партии. Олег Ляшко заявил об отказе от вице-премьерского портфеля Валерия Вощевского, сложении полномочий представителями партии, возглавляющими профильные комитеты парламента и переходе в оппозицию.
Решение одного из наиболее артистичных украинских парламентариев не выглядит неожиданным — Ляшко последовательно играет роль "украинского Жириновского" не первый год, но стремление объединить в коалиции "партии Майдана" оказалось в конце 2014-го сильнее инстинкта политического самосохранения. Радикалы успели за время работы в коалиции громко поссориться со многими, а сегодня пытаются по мере сил и возможностей атаковать Президента. Они хорошо помнят, что "приклеивание" к более рейтинговому политику помогает росту собственной популярности, поэтому попытаются максимально использовать свои возможности "патриотической оппозиции". Кстати, взамен комитетов, от которых РПЛ готова отказаться, она будет претендовать на другие, не менее "вкусные" — бюджетный, регламентный, по вопросам свободы слова, как и полагается оппозиционерам.
Новое позиционирование РПЛ имеет под собой вполне логичное объяснение: приближаются местные выборы, и партии необходимо зацепиться за влияние на местах. При этом на одном электоральном поле соратникам Ляшко придется конкурировать с однопартийцами Юлии Тимошенко, которая, как полагают в президентском окружении, попытается в третий раз получить премьерский портфель. И результаты местных выборов могут быть неплохим подспорьем, как минимум, в части понимания масштабов собственной популярности и эффективности агитационных механизмов.
Представитель фракции БПП Игорь Кононенко выразил уверенность, что коалиция сможет нормально работать. Дескать, в ней остается еще порядка 280 парламентариев (поименный список членов коалиции пока нигде не был опубликован). Скажу больше — консолидирующейся партии власти (отказ "Народного фронта" от самостоятельного участия в местных выборах — очевидный шаг навстречу пропрезидентской силе) в нынешних условиях критически важно стать машиной для голосования в Верховной Раде для принятия необходимых стране изменений.
Хотя в коалиции остались четыре фракции, назвать отношения между ними простыми будет преувеличением. В "Самопомочі" вряд ли намерены смириться с потерей пяти своих членов, изгнанных за поддержку конституционных изменений. Лидер фракции Олег Березюк уже заявил, что она остается в составе коалиции в качестве оппозиции. Кстати, между "Самопоміччю" и радикалами есть, как минимум, пакт о ненападении. В этом альянсе, судя по премьерским амбициям Тимошенко, присутствует и "Батьківщина". Такой расклад позволяет предположить самые неожиданные конфигурации парламентских голосований в ближайшие месяцы и постоянную угрозу распада, довлеющую над коалицией.
Ситуация усугубляется тем, что Украина является парламентско-президентской республикой, и роль законодателей в ней сегодня достаточно велика. Как минимум, до конца октября наладить нормальную работу Верховной Рады можно только при наличии политической воли основателей коалиции. Что будет использовано в качестве "смазывающего" коалиционные шестеренки фактора — самая большая проблема на сегодня. Финансовых ресурсов для консолидации парламентского большинства не наблюдается, раздача "хлебных мест" в исполнительной власти рискует спровоцировать новый комплекс проблем в коалиции. Правда, и работать в интересах государства, не защищая собственные интересы, наши парламентарии не приучены. Это означает, что Украину ожидает непростая осень, а парламент рискует приблизиться к досрочным выборам, повод для которых с начала декабря будет найти просто.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред