В последние дни Россия активно наращивала свои силы на востоке Украины, стягивая технику и вооружение. Представители ОБСЕ за этот период не раз предупреждали Украину о возрастающей опасности эскалации конфликта на Донбассе, в частности, об этом говорил председатель специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Майкл Боцюркив. Также генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер заявлял, что возможно наступление на Мариуполь. "Мариуполь – это та территория, где обстрелы наиболее сильные. Это может быть подготовкой военной операции", – отметил Заньер.
Уже утром 13 ноября координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук сообщил о том, что сосредоточение группировки российских войск на Донбассе завершилось, и "инструмент для наращивания интенсивности боевых действий и решения локальных задач в "зоне АТО" агрессором на сегодня создан".
В СНБО не берутся прогнозировать дату возможного наступления российско-террористических войск, однако называют три основных направления, по которым можно ожидать удара: луганское, дебальцевское и донецкое, а также южное. В свою очередь министр обороны Степан Полторак заверил, что информация о наступлении боевиков преждевременная, но добавил, что "от террористов и вооруженных сил РФ можно ожидать чего угодно".
По словам бывшего советника Владимира Путина Андрея Илларионова, в данный момент российский президент оказался в тупике, поскольку не может постоянно удерживать войска РФ на Донбассе, не отдавая им ни приказа наступать, ни приказа выйти из Украины. "Он должен отдать один из этих приказов. И сделать это Путин должен в течение очень короткого срока: от нескольких дней до одной-двух недель", – полагает Илларионов.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что вероятность наступления боевиков и российских войск на сегодняшний день существует, однако при этом нельзя считать такой сценарий неизбежным, ведь пока остаются сдерживающие факторы, с которыми вынуждена считаться Москва. При этом эксперты оценивают силы боевиков, приведенные в готовность и собранные на Донбассе, недостаточными для масштабных операций, к примеру, по захвату Запорожской или Днепропетровской областей или по прокладыванию сухопутного "коридора" в Крым.
Координатор группы "Информационное сопротивление"
Наступление на Мариуполь – это максимум, на что способна группировка российских войск и сепаратистов с террористами, сосредоточенная в районе Мариуполя. В принципе, для этой задачи она и создавалась.
То накопление сил, вооружения и техники, которое наблюдалось в последние дни, могло осуществляться по двум причинам. Во-первых, для восстановления боеспособности войск, понесших потери, потрепанных в предыдущих боях. Во-вторых, для создания ударных группировок наступательного характера.
На сегодняшний день есть несколько опасных участков, где возможно наступление террористов и сепаратистов: участок южнее Донецка в районе Волновахи, в районе Тельманово и Гранитное, Дебальцевский плацдарм, позиции украинских войск на реке Северский Донец, а также ряд блокпостов там же, в тех же краях, промежуток между Счастьем и Станицей Луганской (по нему в любой момент может быть нанесен удар).
Но это все – задачи локального характера, потому что я не вижу столь сильных группировок противника, готовых к проведению глубинных операций по наступлению на Запорожье, Днепропетровск или прокладыванию "коридора" в Крым.
Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"
Сценарий, о котором говорит ОБСЕ, вполне возможен, причем его вероятность в течение последних недель, в частности, после "выборов" в сепаратистских республиках, существенно возросла. Как минимум уже два месяца обсуждается сценарий создания Россией и сепаратистами сухопутного "коридора" в Крым на северном побережье Азовского моря. Такой вариант – реален.
Сейчас весьма вероятно, что боевые действия снова разгорятся. Но это будет временно – буквально несколько недель, поскольку зимой воевать никто масштабно не будет. Будут обстрелы, локальные боевые действия, то есть будет сохраняться такая же ситуация, как и в сентябре-октябре. Но – без масштабных боевых действий. Хотя вариант захвата Мариуполя и прокладывания "коридора" в Крым вполне вероятен.
Однако Россию пока что останавливает следующий момент: если это будет делаться, то неизбежно вызовет очередную волну санкций. Если сейчас американцы убеждают европейцев, что нужно (особенно после "выборов" 2 ноября) ввести санкции против России, а Европа сомневается. То если будет наступление и создание "коридора", это повлечет новую вспышку боевых действий, и просто так Россия не возьмет под контроль этот участок. И, безусловно, это неизбежно вызовет новую волну санкций против России и новое обострение отношений между Россией и Западом. Сейчас контакты в какой-то степени возобновлены, но в случае таких действий России снова может сложиться очень сложная ситуация.
Так что пока сценарий, о котором говорит ОБСЕ и некоторые наши эксперты, утверждая, что он неизбежен, вероятен. Риск есть, но одновременно есть и сдерживающие факторы.
Экс-заместитель министра обороны Украины
Против Украины сейчас ведется война по трем направлениям: военные действия, информационная и экономическая война. Мы это наблюдаем ежедневно.
Что касается дальнейшего развития событий, то не думаю, что Россия пойдет сейчас на большее, нежели уже сделано, и будет продвигаться дальше. Сейчас – 2014 год, а не ХV век, когда можно было делать что-то безнаказанно, а мир об этом узнавал только через несколько лет. Сегодня скрыть преступление становится невозможным – обязательно последует наказание.
Но мой взгляд, наш "сосед" просто нагнетает атмосферу для того, чтобы получить лучшую стартовую площадку для переговоров. Надеюсь, что у россиян хватит здравого смысла не возобновлять боевые действия. С украинской стороны (по крайней мере, судя по заявлениям нашего Главнокомандующего Петра Порошенко) делается все для максимального сдерживания агрессии: украинские войска не отвечают на прямую агрессию, они не хотят войны.
Накопление сил, вооружения и техники, которое происходило в течение последних дней – это попытка России создать для себя лучшие стартовые условия на переговорах. А, кроме того, Россия понимает, что рано или поздно придется отвечать за сделанное. Поэтому сейчас она пытается занять плацдарм, с которого ее будет сложнее выбивать. Чем больше российской техники и военных там находится, тем сложнее будет Украине вернуть существующий ранее статус-кво.
Так что это наращивание силы нужно России не только для создания выгодной стартовой площадки на переговорах, но и чтобы для Украины и ее партнеров усложнить задачу по возвращению украинских территорий и прежних ее границ.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред