Формирование "правительства Майдана" не смогло обойтись без популизма и манипуляций. Виктор Янукович объявился в Ростове-на-Дону, где подчеркнул, что не считает себя низвергнутым. Россия начала интервенцию в Крыму, не дожидаясь формальных поводов для своего военного вмешательства, и оформила разрешение своим войскам войти в Украину постфактум.
Формирование новой власти большой европейской страны – процесс всегда захватывающий. Вернувшийся к Конституции 2004 года парламент должен был сформировать коалицию, которая должна была предложить кандидатуру премьера, и не было сомнений в том, что им станет Арсений Яценюк. Именно под него страны Запада якобы готовы выдать необходимые кредитные средства. Если профессиональная подготовка Арсения Петровича сомнений не вызывает, то состав нового Кабмина, названного "правительством Майдана" или "правительством камикадзе", вызвал немало вопросов.
Непонятно, для чего было выставлять шутами активистов Татьяну Чорновол и Егора Соболева, объявляя их руководителями несуществующих структур с красивыми названиями? Почему на ключевые должности в правительстве зачастую подбирались люди исключительно по принципу личной преданности или партийной принадлежности к ставшей правящей вчерашней оппозиционной партии? Почему даже на минимальные попытки подвергнуть критике кандидатуры будущих членов Кабмина (за ночь между митингом на Майдане и утверждением в Верховной Раде ротация кандидатов была серьезной) с трибуны Майдана ответили пением национального гимна?
Однако факт остается фактом: Арсений Яценюк получил 371 голос в поддержку, буквально следом практически конституционным большинством утверждена программа правительства, дающая премьеру иммунитет от увольнения парламентом.
Надо сказать, что этот иммунитет является слабым утешением не только по причине неопределенности с датой проведения парламентских выборов. Объективно ни одно правительство в Украине еще не начинало свою работу под аккомпанемент заявлений отстраненного от своей должности президента и реального военного вторжения в исполнении государства, долгое время считавшегося стратегическим партнером Украины. На этом фоне даже 90-дневная президентская кампания, потенциальные участники которой решили не связываться с работой правительства – добровольно или вынужденно – у кого как получилось.
Виктор Янукович обнаружился на территории России, в опасной близости к украинской территории, где ему угрожают нацисты и бандеровцы. Виктор Федорович в Ростове-на-Дону был малоубедителен, озвучиваемые им тезисы либо звучали с огромным для сложнейшей ситуации опозданием, либо были явным продуктом российской пропаганды. Сам бывший глава государства по сути выступил в роли пешки в большой игре Кремля, реализовывающего сценарий по отторжению Крыма от Украины.
Трудно иначе охарактеризовать происходящее на полуострове, парламент и правительство которого не только бодро работают под контролем вооруженных людей, но и принимают решения, направленные на расшатывание территориальной целостности Украины. Новым премьером АРК стал Сергей Аксенов, лидер маловлиятельной даже по крымским меркам партии "Русское единство", успевший инициировать обращение за поддержкой к Владимиру Путину и попытавшийся переподчинить себе расположенных на полуострове силовиков.
Впрочем, ему вполне хватает играющих роль "крымской самообороны" российских военных, лишившихся по такому случаю знаков различия, но не научившихся переправляться по воздуху без помощи военно-транспортных самолетов ВВС России. При этом Владимир Путин предложил, а Совет Федерации оперативно поддержал решение об использовании российских войск на территории Украины, которое легализует их пребывание на территории другого суверенного государства.
Очевидно, что Россия стремительно разыгрывает классический сценарий, предполагающий формирование марионеточного режима, который уже в конце марта (показательная спешка) должен подтвердить свое стремление жить отдельно от Украины на фоне благополучно упрощенного к тому времени Государственной Думой порядка присоединения новых субъектов федерации. Судя по последним событиям в Харькове и Донецке, Крымом Россия ограничиваться не собирается, ведь Совфед РФ дал разрешение своей армии действовать на всей территории нашей страны.
Украинская власть до последнего пыталась демонстрировать сдержанность, понимая, что сила на полуострове не на ее стороне, а боеготовность Вооруженных Сил оставляет желать лучшего. По большому счету, вся надежда на реакцию международного сообщества, поскольку способность Украины дать в одиночку отпор агрессии основывается скорее на настроениях граждан, чем боеспособности армии.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред