После слов президента Петра Порошенко в интервью немецкому изданию MorgenPost о намерении провести референдум о вступлении Украины в НАТО, в украинском обществе началось оживленное обсуждение этой идеи — в целом, она была воспринята положительно.
Порошенко, в частности, заявил о "необходимости НАТО", добавив, что, если граждане проголосуют за вступление Украины в Альянс, он сделает все возможное для того, чтобы это произошло.
"Четыре года назад лишь 16% жителей поддерживали вступление в НАТО. Сейчас таковых — 54%", — отметил он.
Такие настроения украинцев подтвердила и социолог, директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина в комментарии "Укринформу". По ее словам, если Порошенко проведет сейчас референдум о вступлении в НАТО, то украинцы поддержат этот шаг — "референдум будет выигран, причем с довольно солидным счетом".
"Вступление Украины в НАТО сейчас поддерживает половина населения. Приблизительно 30% не поддерживает. Но если говорить о референдуме, то там счет "за" — 75%, по нашим опросам", — заявила Бекешкина.
Опрошенные "Главредом" эксперты, в целом, приветствуют идею проведения референдума о вступлении Украины в НАТО и говорят, что его результаты будут "козырем" украинской стороны в переговорах с Альянсом и зарубежными партнерами. Однако, отмечают они, никаких юридических последствий это не будет иметь, то есть не стоит ожидать, что после этого Украина сразу же получит членство в НАТО. Согласно уставу Альянса, его членом не может стать страна, которая воюет или на территории которой идет военный конфликт.
Но, тем не менее, по мнению экспертов, курс выбран правильные, и заявления верные. Правда, у нас почему-то забывают о том, что для проведения референдума еще понадобится подготовить адекватное законодательство о референдуме, а также решить вопрос "просроченного" состава ЦИК.
Директор Агентства моделирования ситуаций
Вопрос не в том, можно или нельзя провести референдум о вступлении Украины в НАТО. Вопрос в том — как и когда. Однако проведению такого референдума должен предшествовать подготовительный период, поскольку сейчас многие воспринимают НАТО как чисто военную организацию. На самом деле, Альянс выполняет более широкие функции, которые важны для Украины. Поэтому прежде чем проводить такой референдум, нужно донести до каждого украинца эту информацию — необходима информационно-просветительская кампании.
Только сочетание успешной просветительской кампании и реальных действий и успехов внутри страны будет гарантировать не просто положительный результат референдума, а результат, который позволит использовать данные этого волеизъявления для укрепления позиций Украины на международной арене.
Такой референдум следует провести как можно скорее, поскольку его результаты будут своего рода козырем в переговорах. Тогда украинские лидеры в переговорах с руководством Альянса смогут ссылаться на результаты референдума: чем больше будет голосов "за" вступление Украины НАТО, тем больше будет точка опоры. Это позволит украинским переговорщикам говорить, что они понимают, что прямо сейчас Украина не может стать членом Альянса, и на то есть объективные причины; однако украинцы настаивают на этом вступлении, поэтому нужно уже сейчас начинаться двигаться в этом направлении. Само движение в правильном направлении, выход на стандарты, которым должны соответствовать члены НАТО, уже будет успехом и отличными последствиями референдума.
Следует отметить, что референдум, безусловно, ускорит движение Украины в НАТО, но не будет иметь юридических последствий, то есть по его результатам не произойдет сразу вступления в НАТО. Но результаты этого голосования станут катализатором, который позволит нам настаивать на этом членстве. Это хорошо, это дополнительная точка опоры.
Ведь вряд ли, не являясь членом какого-либо серьезного объединения вроде НАТО, Украина в ближайшее время сможет чувствовать себя в безопасности. Даже если у нас будет сильная армия. Главный враг Украины сейчас, который может нарушить ее территориальную целостность и суверенитет, — это Россия, поэтому наша внутренняя и внешняя политика должна быть нацелена на то, чтобы не допустить этого.
Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"
Прежде всего, следует подчеркнуть, что эти слова Порошенко были лишь одним из ответов в интервью, а не политическим заявлением. И они не означают установку на проведение референдума о вступлении Украины в НАТО. Такой эффект и резонанс у нас возник потому, что была взята одна цитата из интервью и подана как новость — Порошенко объявил, что в Украине пройдет референдум. На самом деле, Порошенко просто хотел сказать, что большинство украинцев поддерживают идею евроатлантической интеграции, и если бы проводился референдум, то большинство бы проголосовало за вступление в НАТО. Он, скорее, допустил возможность проведения референдума. Но это вовсе не значит, что референдум будет проведен уже завтра.
Ранее Порошенко (даже в Послании к Верховной Раде) акцентировал внимание на том, что не стоит форсировать проведение такого референдума, что в свое время предлагала "Батьківщина" и другие политические силы.
Так что в данном случае речь идет лишь о полемике, а не о решении. Этот тезис прозвучал в контексте дискуссии о нейтральном статусе. Ведь сейчас звучат мнения о том, что, возможно, нам стоит объявить нейтралитет, чтобы завершить войну с Россией. В ходе этой дискуссии Порошенко заявил, что большинство украинцев выступают за вступление в НАТО, и что, в принципе, возможен референдум.
Порошенко абсолютно правильно говорил раньше: если мы будем форсировать эту тему, то можем столкнуться с отказом. Я считаю, пока у нас будет идти война на востоке, особенно — в таких острых формах, как сейчас под Авдеевкой (пусть даже это локальное обострение, а не по всей линии фронта), пока этот конфликт не будет исчерпан или хотя бы "заморожен", ни о каком вступлении в НАТО речи быть не будет. Даже если мы отправим запрос о вступлении в НАТО, нам скажут "нет", как нам сказали "нет" даже на запрос по поводу ПДЧ (Плана действий относительно членства), то есть даже не по поводу членства, а по поводу подготовительного этапа. В 2008 году Германия и Франция отказали в предоставлении такого промежуточного статуса Грузии и Украине. Сейчас, пока продолжается противостояние России, пока продолжается конфликт на Донбассе, никто не примет Украину в НАТО.
Тем не менее, у нас реализуется правильная политическая линия. Мы активно развиваем сотрудничество с Альянсом, сближаемся с ним. И при этом мы получаем множество вещей, которые обычно предоставляют только членам НАТО. Я бы назвал это неформальным или неофициальным вступлением в НАТО, без статуса члена.
Также важным является развитие двусторонних отношений. Даже при существующих сейчас сложностях и непонятной ситуации в отношениях со США, все равно Америка остается нашим стратегическим партнером, и мы должны дальше двигаться в направлении развития двустороннего стратегического партнерства. Точно так же — с некоторыми европейскими странами. Это для нас элемент обеспечения нашей безопасности в будущем.
В ближайшей перспективе, к сожалению, членство в НАТО нам "не светит" — нужно быть реалистами. Но двигаться в этом направлении нужно.
И если бы даже референдум был проведен, и большинство украинцев на нем высказалось за вступление в НАТО, никаких практических юридических последствий это бы не имело.
Только когда мы подадим заявку и нам предоставят статус кандидата на членство (как, например, было у Черногории), только после этого, перед тем, как оформить отношения с НАТО, нужно будет провести референдум. Проводить его просто так — бессмысленно: только по его результатам нас не возьмут в Альянс. Нам еще нужно приблизиться к стандартам НАТО. Как известно, до 2020 года мы должны перейти на стандарты Альянса, и это очень важный этап.
Также нам нужно будет решить проблему войны на востоке Украины. А тут ситуация весьма сложная, и она может затянуться. Однако если все наладится, и если будет благоприятная международная ситуация, тогда может встать вопрос о нашем членстве в НАТО. И вот только получив согласие от руководства НАТО, США и ключевых европейских государств, можно будет проводить референдум. Это можно сравнить с обручением. Референдум — это как подтверждение того, что население поддерживает идею вступления в НАТО. Но это только на финальной стадии после согласования решения о том, что нас примут в Альянс.
Директор Института международных демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"
Проведение референдума о вступлении Украины в НАТО будет иметь вполне конкретные практические последствия. После этого Украине станет легче защищать свою позицию в том случае, если вопрос о евроатлантическом выборе Украины станет предметом геополитического торга.
Россия уже не раз говорила о том, что в НАТО должны публично заявить, что Украина не станет членом Альянса. Россия эту тему постоянно поднимала и будет это делать впредь. С приходом Трампа появляется шанс, поскольку он еще не высказывал свою позицию по этому вопросу.
Чтобы снять этот вопрос, нам следовало бы провести референдум. Это бы позволило выяснить и наглядно показать миру, что стремление в НАТО — это не позиция Порошенко или украинских политиков, а позиция украинского народа. В такой ситуации нашим западным партнерам будет трудно согласиться на геополитический торг, частью которого может быть членство Украины в НАТО. Это — практическое последствие.
Не стоит также ожидать, что после проведения референдума и голосования "за" мы сразу же, мгновенно, вступим в НАТО. Пока продолжается война, никто не питает иллюзий, что это случится. Практическим последствием будет то, что так будет легче продвигать эту идею во время переговоров.
Безусловно, когда политики что-то говорят, это можно воспринимать и как реальные намерения, и как риторику ради поднятия рейтинга. Я считаю, что такой референдум мог бы быть. Но к нему, безусловно, следует подготовиться — ему должна предшествовать просветительская и информационная кампания. Потому я допускаю, что референдум о вступлении Украины в НАТО пройдет. Но точно — не этой весной, потому что этому еще должны предшествовать дискуссия, решения и процедурные вопросы, которые делают невозможным скорое проведение этого референдума. То есть референдум может состояться несколько позже — исключительно из-за процедурных моментов.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред