Осень во второй половине ноября в Киеве показала повышение общественной температуры, но до критических показателей еще очень далеко. Ляшко и Тимошенко из недавних союзников стали врагами. Деканоидзе покинула пост главы Нацполиции, но остается в Украине. Решения Третьего комитета Генассамблеи ООН и Совета ЕС можно назвать украинскими победами.
Интенсивное анонсирование акций протеста в центре Киева заставило правоохранителей пойти на беспрецедентные за последние годы меры безопасности. Правительственный квартал был разделен на секторы, попасть в которые можно было только через рамки металлоискателей. Справедливости ради отметим, что численность протестующих была далекой от заявленной, а их внешний вид в массе своей мало напоминал обманутых вкладчиков. Скорее, можно говорить о том, что на улицы Киева вернулись майданарбайтеры и титушки.
Интересно отметить, что крупные оппозиционные силы — "Батьківщина" и "Оппозиционный блок" — от причастности к организации протестов громко открестились, дав понять, что застрельщиками там являются "зажизненные" лидеры Евгений Мураев и Вадим Рабинович. Они действительно мелькали у стен Национального банка, однако назвать их обладателями соответствующего объема информационных, финансовых и организационных ресурсов затруднительно. Зато из парламентских кулуаров и в эфирах лояльных телевизионных каналов протестующих активно поддержала Юлия Тимошенко, пытавшаяся создать аналогию между правлением Януковича и Порошенко. Откровенно говоря, без особого успеха.
Главным критиком действий Тимошенко на уходящей неделе оказался Олег Ляшко, продемонстрировавший таким образом, что зуботычина от Юрия Бойко на заседании парламентского согласительного совета имела для него минимальные последствия. Лидер Радикальной партии громко возмутился попыткой советника Виктора Медведчука при помощи "сердечников" использовать Юрия Шухевича для заявления о необходимости импичмента президента. Очевидно, что в нынешней наэлектризованной ситуации такой демарш одного из старейших парламентариев не остался бы незамеченным. Ляшко обрушился с непарламентскими выражениями на свою ситуативную союзницу, выпячивая собственный патриотизм и подчеркивая зависимость Тимошенко от российского влияния.
Забавным образом переплелись призывы Ляшко лишить Тимошенко украинского гражданства и заявления Михеила Саакашвили о поручении президента провести в отношении него аналогичную процедуру. Подобные выпады, среди прочего, свидетельствуют о слабом знании даже топ-политиками основ украинского законодательства, запрещающего лишать гражданства тех, у кого есть только украинский паспорт.
Массовым акциям протеста в столице предшествовала отставка главы Национальной полиции Хатии Деканоидзе, проработавшей на этом посту год. Уходящая представительница команды Саакашвили подчеркнула неоднократное вмешательство политиков в работу полиции и заявила, что остается в Украине. Скорее всего — для продолжения политической карьеры. Арсен Аваков, стремясь сохранить хорошую мину при плохой игре, не только подчеркнул, что заявка Деканоидзе была запланированной, и оперативно объявил среди полицейских конкурс на замещение вакантной должности.
Пока во внутренней политике продолжается перетягивание рычагов общественно-политической стабильности, за которым, к примеру, прошло незамеченным резкое повышение суверенного украинского рейтинга агентством Fitch, на международной арене есть заметные успехи в противостоянии России. Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН 73 голосами при 23 против и 76 воздержавшихся одобрил резолюцию о правах человека в Крыму, которой Россия названа государством-оккупантом, а представители ООН должны получить доступ на территорию аннексированного полуострова. Прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда назвала захват Крыма "международным военным конфликтом", после чего Россия решила разорвать сотрудничество с МУС. Совет ЕС согласился на предоставление безвизового режима Украине, увязав этот шаг с запуском процедуры приостановки безвизового режима. Официальный Киев и его союзники получили подтверждение, что капля камень точит и новый импульс для дипломатической борьбы с Кремлем.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред