Парламентские выборы в этом году проходили в беспрецедентных условиях: часть страны оккупирована, ряд территорий терроризируют вооруженные сепаратисты. До последнего никто не брался спрогнозировать, сколько граждан проголосует на востоке Украины и каковы будут результаты их волеизъявления.
Об особенностях парламентской кампании на Донбассе мы поговорили с руководителем штаба Блока Петра Порошенко в Донецкой области Артуром Герасимовым.
– На парламентских выборах вы руководили избирательным штабом Блока Петра Порошенко на Донбассе. Как вы оцениваете ход кампании и результаты выборов в этом регионе?
– Главной особенностью нынешних выборов на Донбассе было то, что проводились они в прифронтовой полосе. Это, естественно, сказалось на настроениях избирателей и членов избирательных комиссий.
Во-вторых, были существенно ограничены возможности для проведения полноценной избирательной кампании. Например, из-за угрозы обстрелов в значительном количестве округов проведение массовых акций было затруднено.
В-третьих, с мая нашей команде приходится решать целый комплекс задач, не связанных с выборами или партийно-штабной работой. Они требовали значительных усилий, но не решать их было нельзя! Мы оказываем активную помощь военным, мирным жителям, периодически доставляем продовольствие в населенные пункты, которые оказались в зоне активных боевых действий. Например, в Пантелеймоновку, которая в июле месяце оказалась на линии фронта без еды – люди просто голодали. И мы привозили туда хлеб. Это было сложно, потому что хлебозавод находится в Константиновке, а водители отказывались ехать дальше Дзержинска. Приходилось также помогать выводить "окруженцев", в частности из Иловайского котла, и многое другое.
Еще один немаловажный фактор, повлиявший на ход кампании – админресурс на местах. Парадоксально, но, как и во все предыдущие годы, нынешняя кампания проходила в атмосфере жесткого административного давления и тотальных фальсификаций со стороны регионалов. Ситуацию исправило назначение губернатором Александра Кихтенко, за что ему огромное спасибо.
Если же говорить о результатах, то главный итог выборов – в том, что они состоялись. Явка составила 32,4%. Но, при этом, следует учитывать, что Донбасс покинуло значительное количество избирателей.
Для Донбасса участие в нынешней избирательной кампании – это не просто выборы в законодательный орган, это цивилизационный выбор. Несмотря на сложнейшую социально-политическую и военную ситуацию, на общеукраинских выборах Донбасс проголосовал.
Второе. Очищение власти пусть медленно, но происходит. Канули в лету наиболее одиозные фигуры режима Януковича. Даже представители недобитой "пятой колонны" избегают открытого использования сепаратистских и антиукраинских лозунгов. В то же время совершенно очевидно, что для быстрого движения вперед люстрации выборами недостаточно. Стране нужна даже не смена действующих лиц – необходима перезагрузка системы.
Третье. Проевропейская идея в Украине побеждает, но почивать на лаврах пока преждевременно. И сравнительно высокий результат Оппозиционного блока – это прививка от зазнайства для всех нас. Кредит доверия, оказанный демократическим силам, высок, но он не безграничен.
– Как Вы считаете, 18,22%, набранных Блоком Петра Порошенко в Донецкой области – это победа или поражение?
– Ни то, ни другое – это начало. С одной стороны, действуя на сложном для демократических сил электоральном поле, мы получили в Донецкой области результат, сопоставимый с результатами, например, Ивано-Франковска. Ни на одних предыдущих выборах ни одна демократическая сила не получала здесь такой поддержки.
С другой стороны, полученный результат не является для нас предельным – проукраинские силы должны и могут побеждать в регионе. Потенциал для наращивания поддержки есть.
Что касается мажоритарных округов, то здесь успехи тоже есть. Впервые за последние 20 лет в мажоритарном округе выиграл демократический кандидат. В 60-м избирательном округе Дмитрий Лубинец, молодой украинский патриот, победил ставленника группы "Метинвест". В других округах наши кандидаты заняли 2-3 место.
– Получается, что ставка на молодежь себя не оправдала?
– Почему же? Нужно учитывать две простых вещи.
Во-первых, длительное время на Донбассе не было не только мощных проукраинских сил, но и проукраинских лидеров. Все, кто имел хоть какое-либо влияние или поддержку, неизбежно оказывались в орбите Партии регионов. Поэтому делать основную ставку на "старые кадры" было бы ошибкой.
Во-вторых, нужно понимать, что новые политические лидеры не берутся из ниоткуда. На их становление нужно время. А команда у нас подбирается очень неплохая – за каждого мажоритарщика от Блока я готов нести персональную ответственность. И если на каком-то из округов не было мажоритарщика, то значит мы не находили человека, достойного представлять пропрезидентскую силу.
Хотелось бы сказать пару слов о нашей команде в округах.
Сергей Попов – до июня месяца вел проукраинские митинги на украинском языке в Донецке в бронежилете! Олег Зонтов – с должности советника министра он ушёл рядовым в АТО, сейчас он и.о. мэра Славянска. Владимир Ржавский – это многолетний борец с коррупцией и режимом Януковича. Мы поддерживали, и будем поддерживать его во всех его начинаниях. Сергей Нестеров получил огнестрельное ранение на президентских выборах, защищая результаты голосования, и сейчас мы очень гордимся, что он в нашей команде. Игорь Решетняк – у него была проломлена голова, когда он защищал Мариупольский горисполком от нападения сепаратистов весной. Дмитрий Лубинец – благодаря и его усилиям Волноваха не стала таким центром сепаратизма, какими стали, например, некоторые другие города Донецкой области.
– Почему, на ваш взгляд, смог достичь такого результата на востоке "Оппозиционный блок" – фактически переименованная Партия регионов?
– На Донбассе была создана мафиозная управленческая вертикаль, действовавшая в интересах нескольких олигархических кланов. Их система все еще не сломана – она лишь надломлена. Как она действует? Давайте, к примеру, возьмем тот же 60-й округ. Конкуренты нашего кандидата за несколько дней до выборов похитили председателя окружной избирательной комиссии. Женщине угрожали, требуя сфальсифицировать выборы.
После того, как все их попытки украсть победу не увенчались успехом, регионалы начали собирать подписи людей, якобы голосовавших за их кандидата – по 300 грн за подпись! Будто бы Майдана не было и Янукович все еще у власти!
Но это только та вершина айсберга, которую мы увидели. Еще масса вещей, которые еще только предстоит вскрыть – не только в 60-м округе. Весь админресурс работал против проукраинских сил в Донецкой области.
– Насколько влияли на результаты выборов на Донбассе действия террористов?
– Повлияли существенно: из 21-го избирательного округа 7 – полностью оккупированы, а еще в двух выборы не проводились, несмотря на то, что часть территории находится под украинским контролем. Слишком опасно – нельзя было рисковать жизнями людей.
В Углегорске, например, в 2 км от одного из избирательных участков днем выстроились два десятка вражеских танков. Как вы полагаете, что думали в этот момент члены комиссии? Что думали избиратели, которые шли голосовать? Сразу скажу, что это очень мужественные люди. И выборы на этом участке состоялись.
– Лидер горловских боевиков, Игорь Безлер, в свое время был начальником вашей охраны. Эта тема неоднократно всплывала в СМИ накануне выборов. Проясните ситуацию?
– Во время выборов несколько лет назад этот человек непродолжительное время работал водителем в горловском штабе. И до конца выборов не доработал. У нас в штабе больше 20-ти водителей было, а в день выборов – больше 120-ти экипажей.
Начальником охраны был другой человек – он до сих пор в нашей команде и его проукраинская позиция не подлежит сомнению.
Если вешать необоснованные ярлыки, то в сепаратисты можно записать всех людей, к которым Губарев приходил в качестве Деда Мороза.
Хотелось бы обратить внимание на один интересный момент. Почему-то эта тема всплыла в апреле во время президентских выборов. Потом о ней все забыли почему-то и почему-то вспомнили во время выборов парламентских. Умный, я думаю, поймет.
– Как вы оцениваете избирательную кампанию в вашем регионе с точки зрения взаимодействия с другими "силами Майдана" – это была честная конкуренция, слабо скрываемая война или что-то другое?
– Мы старались по максимуму поддерживать и словом и делом любого человека, который представлял проукраинскую позицию, поэтому ни о какой войне речь идти не может.
Я очень благодарен партии "Удар", с которой мы полностью взаимодействовали в силу того, что мы здесь все работали в одной связке. Мы поддерживали контакты с "Батькивщиной", сотрудничали с ВО "Свобода". Что касается других партий демократического лагеря, то многие из них не имели полноценных штабов на Донбассе.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы достижения компромиссов и продуктивной работы демократов сообща в новом парламенте?
– Что касается нашего сотрудничества, то у меня настроения оптимистические. Почему? Отступать некуда. Думаю, все прекрасно помнят, к чему привело противостояние 2005-06 годов.
– Чем лично вы планируете заниматься в Верховной Раде?
– Донбасс и экономика – два ключевых приоритета. Что касается Донбасса, то, я думаю, вы знаете, что сейчас рассматривается очень серьезно вопрос о создании нового Комитета по вопросам Донбасса и Крыма. Я считаю, что он крайне необходим, потому это проблема не регионального, а национального уровня.
Мало восстановить Донбасс – мы должны сделать его украинским в головах людей. И при этом не дать украсть ни копейки из средств, выделяемых на его восстановление.
Второе направление – это инвестиции в страну. А инвестиции очень тесно связаны с европейской интеграцией.
Фото: marketing-research.in.ua
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред