Признание оккупации Донбасса – шаг к миру или возобновлению боев: прогноз экспертов

19 марта 2015, 14:57обновлено 3 августа 2018, 01:12
Эксперты рассказали, какие риски повлечет за собой признание Верховной Радой части Донбасса оккупированной территорией.

 / Reuters

Верховная Рада 17 марта проголосовала за признание части Донбасса оккупированной территорией, а также за особый порядок местного самоуправления. В тот же день парламент определил перечень районов и населенных пунктов, в котором будет действовать этот особый порядок самоуправления, что станет возможным только после честных выборов в этом регионе, проведенных согласно украинскому законодательству.

Принимались эти законы сложно, поскольку три коалиционные фракции ("Самопоміч", "Батьківщина" и "Радикальная партия") отказывались за них голосовать. В частности, лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко заявлял: "У нас уже был Крым – территория с особым порядком самоуправления, и что теперь с ним? Он аннексирован Россией". Однако, в итоге, уже вечером законы все-таки были приняты.

видео дня

Опрошенные "Главредом" политологи убеждены, что признание части Донбасса оккупированной территорией не является "сенсационным решением". По их мнению, это был известный всем в Украине и за рубежом факт, который сейчас просто закреплен юридически, причем, как отметили эксперты, это следовало сделать уже давно. При этом политологи не разделают опасений, связанных с тем, что Донбасс повторит судьбу Крыма и окажется в составе России, однако добавляют, что чисто теоретический такой сценарий с небольшой долей вероятности, но возможен. Эксперты надеются, что украинская власть усвоила урок, связанный с Крымом, а посему не будет столь пассивно наблюдать за происходящим на Донбассе, как это было в случае с Крымом.

Эксперты рассказали, чем является признание Донбасса оккупированной территорией – шагом к миру и восстановлению целостности государства, или, наоборот, может спровоцировать возобновление боевых действий, какие риски влечет за собой такое решение, а также не потеряет ли в итоге Украина Донбасс.

Виктор Небоженко

Директор социологической службы "Украинский барометр", политолог

Виктор Небоженко:

Не нужно очень серьезно относиться к решению о признании части Донбасса оккупированной территорией, поскольку это просто юридическое признание реальности. Однако голосование по данному вопросу продемонстрировало другие риски – для парламентского большинства: работает ли оно как единое целое, или нет.

Не приходится говорить о том, что признание части Донецкой и Луганской областей оккупированными территориями как-то повлияет на обстановку или смягчит позицию Кремля. Как не сработал Минск-1, как не сработал Минск-2, после которого Россия войной отобрала украинский город Дебальцево, так и нынешний шаг. Это, скорее, передышка для Украины, дипломатический маневр, позволяющий ей продемонстрировать стремление выполнять минские соглашения, а не идти против них.

Считаю, что формула "Донбасс, как оккупированная территория" должна была появиться уже давно. Ведь уже целый год российские войска поддерживают сепаратистские районы Донбасса, и эти районы не контролируются Украиной.

Следует учесть, что как ранее Президент просил Раду принять закон об особом статусе части Донецкой и Луганской областей, который позже был отменен, так и сейчас: если ситуация изменится, то все эти законы могут быть изменены или отменены. Если у нас бюджет меняется каждые несколько месяцев, то почему бы при необходимости со временем не модернизировать принятые 17 марта решения об оккупированных территориях? Эти законы должны были быть приняты, и не стоит бояться, что они вызовут гнев России – она и так может готовить наступление, несмотря на решения украинского парламента.

Кроме того, признание части Донбасса оккупированной территорией не значит, что Украина отказывается от ее финансирования. Не думаю, что это путь к сепарации Луганска и Донецка. И я не знаю тех, кто сегодня признал бы политическое поражение Украины и говорил бы об ее отказе от части территории – таких политиков нет. Принятый закон – это признание реальности, что уже год эта территория оккупирована Россией. Я не думаю, что это путь к отделению Донбасса.

Но, следует отметить, что на той территории, которую мы признали оккупированной, не могут проводиться выборы. Вот в чем хитрость украинской стороны в принятии данного закона. Мы можем проводить выборы только там, где действуют украинские законы. Вот для чего это было принято.

Потому не думаю, что стоит делать вывод о том, что, таким образом, мы отдаем России Донбасс. Год назад был принят закон об оккупированной территории Крыма, но это не значит, что мы отказались от него.

Повторюсь, мы увидели другую проблему: парламентское большинство имеет разную позицию и действует по-разному при рассмотрении одного из ключевых вопросов – Донбасса. Это проблема и Президента, и премьер-министра, и лидеров фракций. Им необходимо садиться за стол переговоров, раз донецкий вопрос начинает ссорить парламентские фракции. Сейчас все фракции как-то должны вернуться в режим работы совместного голосования. Иначе еще одно такое голосование – и у нас не будет большинства.

А эти законы, касающиеся Донбасса, будут то приниматься, то отменяться. Это же был только Минск-2, а будет еще и Минск-5, Минск-6 и т.д.

Павел Рудяков

Директор информационно-политического центра "Перспектива"

Павел Рудяков:

Признание Донбасса оккупированной территорией – вполне логичный шаг, который демонстрирует позицию Украины относительно того, как она квалифицирует происходящее. Мне кажется, что власть рассматривает прямой диалог с руководителями "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР или представителями международных организаций в качестве посредников, как один из сценариев; в рамках подготовки к такому диалогу нынешние шаги – это обозначение "красной линии", которую Киев не будет пересекать в поисках компромисса. Нынешнее динамичное равновесие как раз способствует тому, чтобы не только искать компромисс, но и найти его. Хотя нельзя исключать вариант возобновления боевых действий.

Так что признание Донбасса оккупированной территорией является демонстрацией нашей позиции и того, что она не изменится. Утверждение такого статуса имеет и формальные последствия: исчезает необходимость проведения демократических процедур на территории, которую признали оккупированной.

Я не видел прямых указаний относительно того, что теперь может быть прекращено финансирование этих территорий Донбасса, но по логике этого статуса и по логике развития событий, думаю, что это будет рассматриваться, как один из возможных последующих шагов. Возможно, такие решения уже готовятся, и о них в ближайшее время скажут. Но, повторюсь, пока что официально об этом речь не идет.

Есть ли опасения, что Донбасс теперь, имея особый статус, может повторить судьбу аннексированного Крыма? Такой сценарий существует, но, скорее, как теоретический, который не будет реализован при более-менее благоприятных обстоятельствах. Чтобы так не случилось, "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, Донбасс как субъект, должны определить конкретную линию поведения, в частности, в переговорном процессе, которая будет не отдалять Донбасс от Киева и Украины, а, наоборот, сближать. Однако здесь велика роль и официального Киева, так как, сколько бы мы не спорили, кто виноват, а кто – нет в случившемся с Крымом, но значительная часть вины все-таки лежит на Киеве из-за его пассивности в данном вопросе. Украинская власть должна была извлечь уроки из случившегося с Крымским полуостровом, но пока что признаков того, что она это сделала, нет.

Какою может быть реакция на признание части Донбасса оккупированной территорией? Со стороны "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР реакция будет остро негативной, поскольку прямо противоположны подходы и взгляды на данную ситуацию. Что же касается России, то вряд ли будет ее прямая и непосредственная реакция на это, поскольку, прежде всего, это невыигрышная тема для нее. А, кроме того, пока что это решение не будет иметь для России особых последствий, и она будет делать вид, что это исключительно наше внутреннее дело.

Сергей Таран

Директор международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "

Соціовимір" Сергей Таран:

Признав Донбасс оккупированной территорией, Украина всего лишь юридически закрепила давно известный факт. По сути, ничего нового не произошло. То, что Донбасс признан оккупированной территорией, еще не значит, что он признан не украинской территорией. Это лишь значит, что в данный момент украинская власть де-юре не может управлять частью Донбасса.

Более того, все остальные законы, принятые Верховной Радой, дают возможность провести выборы на этой территории согласно украинскому законодательству. Как только это произойдет, власть перейдет к легитимно избранным органам власти, а эта территория утратит статус временно оккупированной.

Решения Верховной Рады не содержат в себе ничего сенсационного. Они просто юридически подтверждают факт, известный не только в Украине, но и в мире.

Риск обострения конфликта сохраняется постоянно, независимо от принятого решения. Поскольку целью Путина является дестабилизация ситуации в Украине, а не оккупация отдельных территорий (в этом он как раз не заинтересован). Потому нам все время нужно быть готовыми к эскалации конфликта, несмотря на решения парламента.

Украина является жертвой российской агрессии. Ее территории оккупированы Россией: сначала – Крым, потом – Донбасс. Необходимо мобилизовать силы, бороться. Но, повторюсь, причиной происходящего не являются законы, которые принимает или не принимает Верховная Рада.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять